Борис Эйфман: на пути к современному театру балета
Аннотация
Целью данной статьи является исследование факторов, определивших путь становления, творческих открытий самобытного авторского репертуарного Театра балета Бориса Эйфмана – выдающегося балетмейстера рубежа XX и первого двадцатилетия XXI века. Научная новизна исследования обусловлена тем, что тема авторского балетного театра мало изучена в искусствоведении, однако его роль в развитии современной хореографии значительна. В результате исследования феномена Театра балета Бориса Эйфмана были выявлены составляющие подобного типа театра: освоение творческого наследия великих хореографов, продолжение традиций русского балета в создании многоактного сюжетного спектакля на основе литературной классики (и других источников), обновления одухотворенной пластикой и полистилистикой хореографического словаря, её драматизации, музыкальной драматургии.
Источники
- Бердяев Н. А. Самопознание. Размышление об эросе // Бердяев Н. А. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991.
- Бердяев Н. Л. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века. Париж, 1971.
- Блок Л. Д. Классический танец. История и современность. М.: Искусство, 1987.
- Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. М.: Просвещение, 1968.
- Лихачев Д. С. Контрапункт стилей как особенность искусств // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб.: СПбГУП, 2006.
- Лотман Ю. М. Семиотика сцены // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПб, 2002.
- Порфирьева А. Л. Мейерхольд и драматургия века // Русский театр и драматургия начала XX века: сб. науч. тр. Л.: ЛГИТМиК, 1984.
- Пушкин А. С. Собрание сочинений: в 10-ти т. М.: Гослитиздат, 1962. Т. 7. 1962.
- Сметанина Б. О. Сценическая интерпретация литературных произведений в творчестве Б. Эйфмана (последняя треть XX – начало XXI в.): автореф. дисс. … к. иск. СПб., 2008.
- Шор Ю. М. Классическое наследие в контексте современной культуры // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (30 января 2009 г.). СПб.: СПбГУП, 2009.
- Эйфман Б. Онегин в режиме онлайн. 2009. URL: https://rg.ru/2009/02/20/eifman.html
Информация об авторах
Информация о статье
Перевод статьи опубликован по инициативе автора. Первоисточник: Катышева Дж. Н. Борис Эйфман: на пути к современному театру балета // Манускрипт. 2021. Т. 14. Вып. 11. С. 2455-2458.
История публикации
- Поступила в редакцию: 4 октября 2021.
- Опубликована: 30 ноября 2021.
Ключевые слова
- author’s ballet theatre
- spiritualized plasticity
- choreographic vocabulary
- polystylistics
- acting art
- авторский театр балета
- одухотворенная пластика
- хореографический словарь
- полистилистика
- актерское искусство
Copyright
© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»