• Научная статья
  • 27 декабря 2021
  • Открытый доступ

Балетный театр и художественное воплощение исторической памяти о военном лихолетье 1941-1945 годов

Аннотация

Цель данного исследования обосновать значимость исторической памяти как формы художественного осмысления военных событий в пространстве балетного театра. В статьей ретроспективно описано содержание спектаклей, раскрывающих тему Великой Отечественной войны на русской балетной сцене XX-XXI столетий, таких как: балет «Ленинградская симфония» (1961), где осмысляется тема войны и мира сквозь призму человеческого выбора – защищать или порабощать; балет «Бессмертие» (1972), где в первые и пока единственный раз представлен подвиг красноармейца средствами хореографии; балет-оратория «Материнское поле» (1975) на тему война глазами женщины; хореографическая трилогия «Во имя жизни» (1975) о прощании матери и сына; телебалет «Дом у дороги» (1984) о человеческой душе, прошедшей испытания военного времени; балет «Симфония жизни» (2020), который отчасти продолжает тему «Материнского поля» и «Дома у дороги», но делает это абсолютно по-своему. Новизна данного исследования заключается в том, что были определены основные темы и художественные образы в балетных постановках на тему военного конфликта в послевоенный период второй половины XX века и в начале XI века. В результате доказано, что в своей рефлексии балетный театр двигался от иллюстративного аспекта, вначале только фиксируя событие, до философского понимания ужаса самого явления – войны и катастрофичности ее последствий для человечества.

Источники

  1. Аджибаев Ч. Жанр балета-оратории как форма интерпретации литературного произведения (на примере повести «Материнское поле») // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. 2018. № 1 (5).
  2. Гладкова О. Военная тема в балете: Валерий Гаврилин «Дом у дороги» // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2016. № 4 (29).
  3. Демченко А. «Материнское счастье идет от народного счастья…» // Советский балет. 1985. № 3.
  4. Комлева Г. Танец – счастье и боль: Записки петербургской балерины. СПб.: РОССПЭН, 2000.
  5. Ступников И. Терпсихора в солдатской шинели // Советский балет. 1985. № 3.

Информация об авторах

Гендова Марья Юрьевна

к. иск.

Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 28 октября 2021.
  • Опубликована: 27 декабря 2021.

Ключевые слова

  • формы художественного осмысления
  • военные события
  • историческая память
  • балетный театр.
  • forms of art comprehension
  • war events
  • historic memory
  • ballet theatre

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)