• Научная статья
  • 28 февраля 2022
  • Открытый доступ

Вариантность как доминирующий фактор формообразования цикла И. Стравинского «Четыре русские песни для сопрано, флейты, арфы и гитары»

Аннотация

Цель исследования – обосновать, что творчество И. Стравинского и на сегодняшний день является актуальным и инновационным в области обновления средств музыкальной выразительности, поиске оригинальных тембровых сопряжений, преломлении черт русского фольклора в современном музыкальном языке. В статье проанализирован цикл из 4-х русских песен И. Стравинского «Четыре русские песни для сопрано, флейты, арфы и гитары» на народные стихи. Научная новизна исследования заключается в выявлении основного принципа развития всех элементов музыкального языка И. Стравинского – вариантность, определяющая в сопряжении с жанровыми особенностями каждой песни её форму. В результате доказано, что в каждой песне цикла «Четыре русские песни для сопрано, флейты, арфы и гитары» И. Стравинского основополагающим приёмом формирования музыкального произведения является многообразие вариантности развития, а переливающаяся разными оттенками интонационная масса управляется ритмом.

Источники

  1. Асафьев Б. Книга о Стравинском. Л.: Музыка, 1977.
  2. Воробьёв И. Фольклор и композиторское творчество. СПб.: Композитор, 2018.
  3. Гливинский В. Позднее творчество И. Ф. Стравинского. Д.: Донеччина, 1995.
  4. Друскин М. Очерки. Статьи. Заметки. Л.: Сов. композитор, 1987.
  5. Савенко С. Мир Стравинского: монография. М.: Издательский дом «Композитор», 2001.
  6. Стравинский И. Хроника моей жизни. Л.: Музгиз, 1963.
  7. Хадеева Е. Об одном конструктивном принципе И. Стравинского // Музыка. Искусство, наука, практика: Научный журнал Казанской государственной консерватории. Казань: КГК, 2016. № 1 (13).
  8. Гао Юнь. Мир детства в вокальной музыке И. Стравинского. Минск, 2015.
  9. Ярустовский Б. Предисловие // Асафьев Б. В. Книга о Стравинском. Л., 1977.

Информация об авторах

Еремчук Анастасия Сергеевна

Луганская государственная академия культуры и искусств имени М. Матусовского

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 28 декабря 2021.
  • Опубликована: 28 февраля 2022.

Ключевые слова

  • четыре русские песни для сопрано, флейты, арфы и гитары
  • цикл русских песен И. Стравинского
  • русский фольклор
  • вариантности развития музыкального произведения
  • Four Russian Songs for Soprano, Flute, Harp and Guitar
  • I. Stravinsky’s cycle of Russian songs;
  • Russian folklore
  • development variation of a musical composition

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)