• Научная статья
  • 10 января 2023
  • Открытый доступ

Камерно-вокальное творчество Йозефа Гайдна. Часть 2

Аннотация

Цель исследования – установить соотношение вокальных и инструментальных факторов в музыке Гайдна, которое всё ещё остаётся сложной, малоисследованной проблемой. Во второй части исследования анализируется вокальный цикл «VI ORIGINAL CANZONETTAS» Й. Гайдна, который представляет собой объединение самостоятельных, законченных по форме песен, подчинённых единому художественному замыслу, при этом композитор следует основному принципу объединения частей в цикл – принципу контраста характера музыки и драматургически объединяет одной авторской «точкой зрения» отдельные зарисовки, настроения и образы; отмечается, что успешность этого цикла возникла благодаря выбранным композитором стихам. Научная новизна данной работы заключается в определении специфики вокальной музыки Гайдна, которая отличается довольно сложными взаимоотношениями текста и музыки как в плане содержания, так и в плане выражения. В результате обосновано, что зрелость выражения, появившаяся в стилистике Гайдна под влиянием свежих лондонских впечатлений, явно наблюдается в английских песнях. С одной стороны, это видно в использовании музыкального языка, присущего написанным в Лондоне сочинениям других жанров (в первую очередь, симфониям), с другой, в том, что композитор поднимает вокальный жанр на качественно иную ступень, находящуюся на пути, ведущую прямо к Шуберту.

Источники

  1. Васина-Гроссман В. Романтическая песня ХIХ века. М.: Музыка, 1966.
  2. Кенигсберг А. Людвиг ван Бетховен. Краткий очерк жизни и творчества. Л.: Музыка, 1970.
  3. Музыкальный словарь Гроува / пер. с англ. М.: Практика, 2001.
  4. Тарасов С. Камерно-вокальное творчество Йозефа Гайдна. Часть 1 // Pan-Art. 2022. Т. 2. Вып. 4.
  5. Dürr W. Schubert′s song and their poetry: Reflections on poetic aspects of song composition // Schubert studies: Problems of style and chronology / ed. by E. Badura-Skoda and P. Branscombe. Cambridge, 1982.

Информация об авторах

Тарасов Сергей Васильевич

к. иск., доцент

Астраханская государственная консерватория

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 декабря 2022.
  • Опубликована: 10 января 2023.

Ключевые слова

  • камерно-вокальное творчество
  • Йозеф Гайдн
  • принцип контраста характера музыки
  • специфика вокальной музыки Гайдна
  • взаимоотношения текста и музыки
  • вокальный жанр
  • chamber and vocal creative work
  • Joseph Haydn
  • principle of music character contrast
  • Haydn’s vocal music specificity
  • relations of text and music
  • vocal genre

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)