• Научная статья
  • 30 марта 2023
  • Открытый доступ

Новации в поэтике и эстетике советского кино во второй половине ХХ века

Аннотация

Данная работа является частью большого проекта по философии кино как одного из направлений в теории кино. В самом начале работы считаем необходимым предупредить читателя о том, что первичным импульсом, породившим эту работу, стала книга Ж. Делеза, провозгласившего поворот, который в середине прошлого века произошел в эстетике и поэтике, но прежде всего в практике кино. Этот поворот определил последующие периоды в практике кино. Однако, отталкиваясь от идей западного философа, автор сквозь призму этих идей стремится рассмотреть опыт отечественного кино, выделяя прежде всего один из периодов в его развитии, а именно, позднесоветский и постсоветский период, охватывающий три последние десятилетия истекшего столетия. По мысли автора, несмотря на складывающиеся обстоятельства, связанные со спецификой политической жизни этого периода, отечественное кино не было изолировано от мирового кинематографического процесса. Поэтому отмечаемый Ж. Делезом сдвиг имеет место и в отечественном кино.

Источники

  1. Балаш Б. Культура кино. Л.–М.: Государственное издательство, 1925.
  2. Давыдова О., Поликарпова Д. Кинематографический опыт: история проблемы // Кинематографический опыт: история – теория – практика. СПб.: Порядок слов, 2020.
  3. Делез Ж. Кино. Издательство: Ад Маргинем, 2019.
  4. Джеймисон Ф. Постмодернизм, или культурная логика позднего капитализма. М.: Издательство Института Гайдара, 2019.
  5. Евлампиев И. Гностическое христианство в истории европейской философии // Россия и гнозис: в 2-х т. М.–СПб.: Издательство РХГА, 2015. Т. 1. Труды Международной научной конференции «Раннехристианский гностический текст в русской культуре».
  6. Кинематографический опыт: история – теория – практика: коллективная монография. СПб.: Порядок слов, 2020.
  7. Пазолини П. П. Поэтическое кино // Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана: сб. статей. М.: Радуга, 1984.
  8. Радеев А. Поворот к переживанию: вот, новый поворот, что он нам несет? // Кинематографический опыт: история – теория – практика. СПб.: Порядок слов, 2020.
  9. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.: Весь мир. 2003.
  10. Хренов Н. Методологический аспект изучения истории искусства: принцип «история искусства без имен» в кинематографическом варианте // Теория художественной культуры. М.: ГИИ, 2018. Вып. 16.
  11. Эрбье Л. М. Гермес и молчание // Из истории французской киномысли. М.: Искусство, 1988.

Информация об авторах

Хренов Николай Андреевич

д. филос. н., проф.

Государственный институт искусствознания

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 февраля 2023.
  • Опубликована: 30 марта 2023.

Ключевые слова

  • трансформации кинематографической поэтики
  • философия кино
  • теория кино
  • философия Ж. Делеза
  • опыт отечественного кино
  • позднесоветский и постсоветский период
  • мировой кинематографический процесс
  • transformation of cinema poetics
  • film theory
  • philosophy of G. Deleuze
  • experience of national cinema
  • late soviet and post-soviet period
  • world cinema process

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)