• Научная статья
  • 4 декабря 2023
  • Открытый доступ

Портрет художника в контексте эпохи: Саэки Юдзо

Аннотация

Цель исследования – воссоздать портрет японского художника Саэки Юдзо (1898-1928), представителя направления «ёга», в контексте современной ему эпохи. В ходе исследования автор обращается к трансформации японского художественного сообщества эпох Мэйдзи и Тайсё, раскрывает историю становления художественных направлений «ёга» и «нихонга» в японском искусстве, рассматривает основные периоды жизни и творчества Саэки Юдзо (первый парижский период, создание итальянских акварелей, возвращение в Японию, второй парижский период). Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе впервые выявляются особенности преломления традиций Востока и Запада в произведениях художника. В результате автор обосновывает тезис о том, что Саэки Юдзо в контексте европейского искусства был последователем, а на родине – новатором; вклад художника ознаменовал в японском модернизме новый этап – переход от импрессионизма к фовистскому экспрессионизму.

Источники

  1. Ахмыловская Л. А., Галкин В. Д. Свобода и одиночество в англоязычной пьесе-путешествии «Кичи в лабиринтах памяти о настоящем» // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад: мат. XXVII междунар. науч. конф. (г. Владивосток, 17 ноября 2022 г.). Владивосток: Дальнаука, 2023. Вып. 27.
  2. Грабарь И. Э. Японцы // Мир искусства. 1902. № 2.
  3. Лебедева О. И. Искусство Японии на рубеже XIX-XX веков: взгляды и концепции Окакура Какудзо. М.: РГГУ, 2016.
  4. Петрова О. Н. Експресивний колоризм Юдзо Саекі // Петрова О. Н. Третє Око: мистецькі студії: монографічна збірка статей. К.: Фенікс, 2015.
  5. Birnbaum Ph. Glory in a Line: A Life of Foujita: The Artist Caught Between East & West. N. Y.: Faber & Faber, 2006.
  6. Conant E. P. Nihonga, Transcending the Past: Japanese-Style Painting, 1868-1968. St. Louis: St Louis City Art Museum, 1995.
  7. Dangerous Beauties and Dutiful Wives: Popular Portraits of Women in Japan, 1905-1925 / ed. by K. H. Brown. N. Y.: Dover Publ., 2011.
  8. Elsaed H. I. M. Vision of Vincent van Gogh and Maurice Utrillo in Landscape Paintings and Their Impact in Establishing the Identity of the Place // Proceedings of Academic Research Community. 2017. Vol. 1. Iss. 1. https://doi.org/10.21625/archive.v1i1.133
  9. Foxwell Ch. Making Modern Japanese-Style Painting: Kano Hogai & the Search for Images. Chicago: University of Chicago Press, 2015.
  10. Graham P. J. Early Modern Japanese Art History. Columbus: Ohio State University, 2002.
  11. Kawachi A. Les artistes japonais à Paris durant les années 1920: à travers le Salon de la Société des Artistes Français, le Salon de la Société Nationale des Beaux-Arts, le Salon d’Automne, le Salon de la Société des Artistes Indépendants et le Salon des Tuileries. P., 2010.
  12. Lambourne L. Japonisme: Cultural Crossings between Japan and the West. N. Y.: Phaidon Press, 2005.
  13. Winther-Tamaki B. Maximum Embodiment: Yoga, the Western Painting of Japan, 1912-1955. Honolulu: University of Hawaii, 2012.

Благодарность

Особую признательность выражаю переводчику-ориенталисту Андриане Юрьевне Барыш, в творческом сотрудничестве с которой проводится данное исследование.

Информация об авторах

Ахмыловская Лариса Алексеевна

к. иск., доц.

г. Владивосток

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 28 сентября 2023.
  • Опубликована: 4 декабря 2023.

Ключевые слова

  • Саэки Юдзо
  • японское художественное сообщество эпох Мэйдзи и Тайсё
  • художественное направление «ёга»
  • художественное направление «нихонга»
  • фовизм
  • Saeki Yuzo
  • Japanese art community of the Meiji and Taisho eras
  • yoga paining
  • Nihonga painting
  • Fauvism

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)