Портрет художника в контексте эпохи: Саэки Юдзо
Аннотация
Цель исследования – воссоздать портрет японского художника Саэки Юдзо (1898-1928), представителя направления «ёга», в контексте современной ему эпохи. В ходе исследования автор обращается к трансформации японского художественного сообщества эпох Мэйдзи и Тайсё, раскрывает историю становления художественных направлений «ёга» и «нихонга» в японском искусстве, рассматривает основные периоды жизни и творчества Саэки Юдзо (первый парижский период, создание итальянских акварелей, возвращение в Японию, второй парижский период). Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе впервые выявляются особенности преломления традиций Востока и Запада в произведениях художника. В результате автор обосновывает тезис о том, что Саэки Юдзо в контексте европейского искусства был последователем, а на родине – новатором; вклад художника ознаменовал в японском модернизме новый этап – переход от импрессионизма к фовистскому экспрессионизму.
Источники
- Ахмыловская Л. А., Галкин В. Д. Свобода и одиночество в англоязычной пьесе-путешествии «Кичи в лабиринтах памяти о настоящем» // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад: мат. XXVII междунар. науч. конф. (г. Владивосток, 17 ноября 2022 г.). Владивосток: Дальнаука, 2023. Вып. 27.
- Грабарь И. Э. Японцы // Мир искусства. 1902. № 2.
- Лебедева О. И. Искусство Японии на рубеже XIX-XX веков: взгляды и концепции Окакура Какудзо. М.: РГГУ, 2016.
- Петрова О. Н. Експресивний колоризм Юдзо Саекі // Петрова О. Н. Третє Око: мистецькі студії: монографічна збірка статей. К.: Фенікс, 2015.
- Birnbaum Ph. Glory in a Line: A Life of Foujita: The Artist Caught Between East & West. N. Y.: Faber & Faber, 2006.
- Conant E. P. Nihonga, Transcending the Past: Japanese-Style Painting, 1868-1968. St. Louis: St Louis City Art Museum, 1995.
- Dangerous Beauties and Dutiful Wives: Popular Portraits of Women in Japan, 1905-1925 / ed. by K. H. Brown. N. Y.: Dover Publ., 2011.
- Elsaed H. I. M. Vision of Vincent van Gogh and Maurice Utrillo in Landscape Paintings and Their Impact in Establishing the Identity of the Place // Proceedings of Academic Research Community. 2017. Vol. 1. Iss. 1. https://doi.org/10.21625/archive.v1i1.133
- Foxwell Ch. Making Modern Japanese-Style Painting: Kano Hogai & the Search for Images. Chicago: University of Chicago Press, 2015.
- Graham P. J. Early Modern Japanese Art History. Columbus: Ohio State University, 2002.
- Kawachi A. Les artistes japonais à Paris durant les années 1920: à travers le Salon de la Société des Artistes Français, le Salon de la Société Nationale des Beaux-Arts, le Salon d’Automne, le Salon de la Société des Artistes Indépendants et le Salon des Tuileries. P., 2010.
- Lambourne L. Japonisme: Cultural Crossings between Japan and the West. N. Y.: Phaidon Press, 2005.
- Winther-Tamaki B. Maximum Embodiment: Yoga, the Western Painting of Japan, 1912-1955. Honolulu: University of Hawaii, 2012.
Благодарность
Особую признательность выражаю переводчику-ориенталисту Андриане Юрьевне Барыш, в творческом сотрудничестве с которой проводится данное исследование.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 28 сентября 2023.
- Опубликована: 4 декабря 2023.
Ключевые слова
- Саэки Юдзо
- японское художественное сообщество эпох Мэйдзи и Тайсё
- художественное направление «ёга»
- художественное направление «нихонга»
- фовизм
- Saeki Yuzo
- Japanese art community of the Meiji and Taisho eras
- yoga paining
- Nihonga painting
- Fauvism
Copyright
© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»