• Научная статья
  • 8 февраля 2024
  • Открытый доступ

Творчество Владимира Чёрного – от образов М. И. Глинки к современности

Аннотация

Цель исследования – выявление генезиса и художественно-смысловой специфики творчества современного художника В. А. Чёрного. В статье рассматриваются основные темы, образные трактовки, идейные доминанты его живописных произведений, свидетельствующие о развитии – преемственности традиций и новаторстве – отечественного академического искусства. Научная новизна статьи заключается в том, что впервые остающееся малоизученным творчество В. А. Чёрного анализируется в научном ракурсе, при этом в научный оборот вводится ряд его живописных произведений и архивных материалов. В результате исследования выявлен широкий диапазон тем, сюжетов, жанров, технико-технологических характеристик и образных трактовок в творчестве живописца. Уже в годы учебы художник приобрел высокий уровень мастерства, умение синтезировать традиции и варьировать индивидуальный живописный «почерк», что и в настоящее время позволяет ему работать на высоком профессиональном уровне, доказывает актуальность академического мастерства и востребованность реалистического искусства. Исследование творчества и деятельности В. А. Чёрного свидетельствует об эволюционном развитии как реализма, так и художественного образования России. Многогранность его искусства, сложносоставной характер художественного языка доказывают концептуальную специфику отечественного академизма начала XXI в., в которой доминирует сохранение вневременных духовных смыслов национальной культуры, неотделимых от идей патриотизма и православного учения, и синтезированный характер профессионального языка.

Источники

  1. Билибин И. Я. Остатки искусства в русской деревне // Журнал для всех. 1904. № 10.
  2. Врубель М. А. Переписка. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1976.
  3. Глазунов И. С. Россия распятая: в 2-х т. М.: Олимп, 2004. Т. 1.
  4. Демченко А. И. Преамбула VII. Заключение // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Саратов: Саратовская государственная консерватория, 2022. Т. 52. По материалам X Международного форума «Диалог искусств и арт-парадигм».
  5. Российская академия живописи, ваяния и зодчества / рук. подгот. изд., сост. М. С. Лебедянский; под общ. ред. И. С. Глазунова. М.: Белый город, 2008.
  6. Скоробогачева Е. А., Стеклова И. А. Проблема трактовки театральных образов в современной реалистической живописи (на примере произведений художников Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова) // Театральный процесс: актуальные проблемы теории и практики: мат. всерос. науч. конф. (г. Саратов, 25 ноября 2019 г.). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2019.
  7. Яхонт О. В. О реставрации и атрибуции. М.: Сканрус, 2007.

Информация об авторах

Скоробогачева Екатерина Александровна

д. иск.

Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 6 декабря 2023.
  • Опубликована: 8 февраля 2024.

Ключевые слова

  • В. А. Чёрный
  • академическое искусство
  • современное искусство России
  • реализм
  • традиции реалистического искусства
  • V. A. Cherny
  • academic art
  • contemporary Russian art
  • realism
  • traditions of realistic art

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)