Творчество Владимира Чёрного – от образов М. И. Глинки к современности
Аннотация
Цель исследования – выявление генезиса и художественно-смысловой специфики творчества современного художника В. А. Чёрного. В статье рассматриваются основные темы, образные трактовки, идейные доминанты его живописных произведений, свидетельствующие о развитии – преемственности традиций и новаторстве – отечественного академического искусства. Научная новизна статьи заключается в том, что впервые остающееся малоизученным творчество В. А. Чёрного анализируется в научном ракурсе, при этом в научный оборот вводится ряд его живописных произведений и архивных материалов. В результате исследования выявлен широкий диапазон тем, сюжетов, жанров, технико-технологических характеристик и образных трактовок в творчестве живописца. Уже в годы учебы художник приобрел высокий уровень мастерства, умение синтезировать традиции и варьировать индивидуальный живописный «почерк», что и в настоящее время позволяет ему работать на высоком профессиональном уровне, доказывает актуальность академического мастерства и востребованность реалистического искусства. Исследование творчества и деятельности В. А. Чёрного свидетельствует об эволюционном развитии как реализма, так и художественного образования России. Многогранность его искусства, сложносоставной характер художественного языка доказывают концептуальную специфику отечественного академизма начала XXI в., в которой доминирует сохранение вневременных духовных смыслов национальной культуры, неотделимых от идей патриотизма и православного учения, и синтезированный характер профессионального языка.
Источники
- Билибин И. Я. Остатки искусства в русской деревне // Журнал для всех. 1904. № 10.
- Врубель М. А. Переписка. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1976.
- Глазунов И. С. Россия распятая: в 2-х т. М.: Олимп, 2004. Т. 1.
- Демченко А. И. Преамбула VII. Заключение // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Саратов: Саратовская государственная консерватория, 2022. Т. 52. По материалам X Международного форума «Диалог искусств и арт-парадигм».
- Российская академия живописи, ваяния и зодчества / рук. подгот. изд., сост. М. С. Лебедянский; под общ. ред. И. С. Глазунова. М.: Белый город, 2008.
- Скоробогачева Е. А., Стеклова И. А. Проблема трактовки театральных образов в современной реалистической живописи (на примере произведений художников Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова) // Театральный процесс: актуальные проблемы теории и практики: мат. всерос. науч. конф. (г. Саратов, 25 ноября 2019 г.). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2019.
- Яхонт О. В. О реставрации и атрибуции. М.: Сканрус, 2007.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 6 декабря 2023.
- Опубликована: 8 февраля 2024.
Ключевые слова
- В. А. Чёрный
- академическое искусство
- современное искусство России
- реализм
- традиции реалистического искусства
- V. A. Cherny
- academic art
- contemporary Russian art
- realism
- traditions of realistic art
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»