• Научная статья
  • 29 февраля 2024
  • Открытый доступ

Принцип контраста как композиционный прием в Сонате для баяна Б. Мирончука

Аннотация

Цель данного исследования – выявление роли принципа контраста (образного, жанрового, тематического, темпового) как композиционного приема в Сонате для баяна Б. Мирончука. Сочинение донецкого автора впервые становится объектом комплексного изучения. Принцип контраста рассматривается как важный фактор формообразования и развития музыкального материала. Отмечается, что образный контраст, связанный с чередованием активной и лирической образных сфер, является «двигателем» драматургического развития произведения. Темповый контраст находит свое воплощение в разграничении разделов формы каждой из частей сонаты. Для образно-темповых сфер характерны сопоставления жанровых моделей токкаты, скерцо и песни, задействованы джазовый стиль буги-вуги и квазихоральные эпизоды. Тематический контраст проявляется в изменении ладотонального плана, особенностях гармонической и ритмической организации и стилистических решениях. Анализ интерпретации показывает тождественность мышления исполнителя и композитора, воплощенных в одном лице, и дает основания утверждать о своеобразной эталонности такого прочтения вследствие точного следования указаниям авторского текста. Результат исследования заключается в том, что анализ композиционных приемов и интерпретации данного опуса создает платформу для дальнейшего изучения творчества Б. Мирончука и жанра сонаты.

Источники

  1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Изд-е 2-е. Л.: Музыка, 1971.
  2. Бонфельд М. Ш. Анализ музыкальных произведений: структуры тональной музыки: в 2-х ч. М.: Владос, 2003. Ч. 1-2.
  3. Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1967.
  4. Ручьевская Е. А. Классическая музыкальная форма. СПб.: Композитор, 1998.
  5. Селицкий А. Я. Музыкальная драматургия. Теоретические проблемы: учебное пособие. СПб.: Лань; Планета музыки, 2017.
  6. Способин И. В. Музыкальная форма. М.: Музыка, 2002.
  7. Тюлин Ю. Н. Музыкальная форма: учебник для муз. училищ. М.: Музыка, 1974.
  8. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений. СПб.: Лань, 2001.
  9. Шитикова Р. Г. Интерпретация контраста как жанрообразующего фактора в сонате ХХ века // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2014. № 2.

Информация об авторах

Мирошниченко Олег Николаевич

Краснодарский государственный институт культуры

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 января 2024.
  • Опубликована: 29 февраля 2024.

Ключевые слова

  • Б. Мирончук
  • Соната для баяна
  • принцип контраста
  • образная сфера
  • жанровые модели
  • тематизм
  • интерпретация
  • B. Mironchuk
  • Sonata for accordion
  • principle of contrast
  • figurative sphere
  • genre models
  • thematism
  • interpretation

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)