• Научная статья
  • 25 марта 2024
  • Открытый доступ

Арабский традиционный жанр «мавваль» в аспекте выявления специфики устного профессионализма

Аннотация

Цель исследования – характеристика недостаточно изученного в арабском музыкознании жанра «мавваль» (в существующей литературе терминологически включенного в сферу народной музыки) в аспекте выявления параметров устного профессионализма. В статье представлены и систематизированы различные варианты жанра, обусловленные географическими, этническими, социальными факторами. Выделяются признаки, подтверждающие наличие у исследуемого жанра специфического профессионального статуса. Подчеркивается двойственность жанра, заложенная уже в легендах о его происхождении: трудовые фольклорные песни и дворцовые истоки. Научная новизна исследования заключается в самой постановке цели и задач. Впервые осуществлена попытка выявления диапазона проявлений профессионализма при сопоставлении жанровых вариантов в арабской традиционной музыке. В результате исследования установлено: на одном полюсе шкалы профессионализма находится наиболее соответствующий уровню традиционной классики повествовательный мавваль, а на противоположном полюсе – фольклорная атаба. На основании изложенного терминологически жанр можно обозначить как промежуточный – народно-профессиональный.

Источники

  1. Алексеев Э. Е. Фольклор в контексте современной культуры: рассуждения о судьбах народной песни. М.: Сов. композитор, 1988.
  2. Алхамви М. Сирийский город Алеппо как исторический центр арабского пения профессиональной устной традиции // Вестник музыкальной науки. 2023. № 2.
  3. Алхамви М., Дрожжина М. Н. Традиционное искусство пения в контексте современного музыкального образования // Вестник музыкальной науки. 2022. № 2.
  4. Атаред А. Народный театр в Египте: автореф. дисс. … к. иск. СПб., 1993.
  5. Галицкая С. П. О профессионализме в традиционной музыкальной культуре // Проблемы музыкальной науки. 2015. № 4.
  6. Дрожжина М. Н. «Теория социальных эстафет» М. А. Розова и ее значение для современного этномузыкознания // Идеи и идеалы. 2012. № 2.
  7. Еолян И. Очерки арабской музыки. М.: Музыка, 1977.
  8. Зейно Г. Значение жанра атаба в истории развития сирийской народной музыки // Colloquium-journal. 2019a. № 1-4 (25).
  9. Зейно Г. Маввал как жанр народного сирийского пения: особенности и основные периоды исторического развития // Colloquium-journal. 2019b. № 1-4 (25).
  10. Михайлов Дж. К. К проблеме теории музыкально-культурной традиции // Музыкальные традиции стран Азии и Африки: сборник научных трудов МПС. М., 1986.
  11. Мусса С. С. Музыкальное искусство Ливана // Традиции музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока и современность. М.: Сов. композитор, 1987.
  12. Науменко Т. И., Сусидко И. П. Музыкальный термин как проблема: о IV Конгрессе Общества теории музыки // Журнал Общества теории музыки. 2019. № 4.
  13. Розов М. А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. РАН, Ин-т философии. М.: Новый хронограф, 2008.
  14. Шахназарова Н. Г. Музыка Востока и музыка Запада (типы музыкального профессионализма). М.: Сов. композитор, 1983.
  15. Шимон М. В. Пути развития музыкальной культуры Ирака: автореф. дисс. … к. иск. М., 1995.
  16. Юнусова В. Н. Ислам. Музыкальная культура и современное образование в России. М.: Хронограф, 1997.
  17. Farmer H. G. A History of Arabian Music to the XIII Century. L.: Luzac & Co., 1929.
  18. Jargy S. The Folk Music of Syria and Lebanon // World of Music. 1978. No. 1.
  19. Manzano R. F. Algunas notas sobre la estructura musical de la muvassahas. Oviedo: Univ. de Oviedo, 1985.
  20. Аль-Мавваль в арабском пении // Лига арабских государств. Arab Music Magazine. 13.10.2020 (مجلة الموسيقة العربية2020-10-13 مجلة ثقافية تصدر عن المجمع.العربي للموسيقى "جامعة الدول العربية" الموال في الغناء العربي). https://www.arabmusicmagazine.org/item/981-2020-10-13-14-06-07
  21. Битар Х. Один из самых выдающихся арабских певцов, Ибрагим Аль-Мавсили, 125-188 гг. Хиджры, искусный певец и композитор Аль-Маджли // Музыкальная жизнь. 2004. Вып. 34 (بيطار خليل، من أعلام الغناء العربي، إبراهيم الموصلي المغني الحاذق والملحن المجلي، مجلة الحياة الموسيقية العدد34، دمشق 2004، عدد صفحات البحث).
  22. Далал К. Сабах Фахри, самый яркий современный пионер в Алеппо // Музыкальная жизнь. 2011. № 61 (مجلة الحياة الموسيقية العدد61، 2011، محمد قدريقدري دلال، مقالة بعنوان صباح فخري ألمع الرواد المعاصرين في حلب عدد صفحات المقالة).
  23. Калаа С. Книга песен II. Импровизация в арабской музыке, ее история и механизмы, ее элегантность и ее отсутствие // Энциклопедия. 2024 (سعد الله أغا القلعة موسوعة كتاب الأغاني الثاني الارتجال في الموسيقى العربية تاريخه وآلياته ألقه وغيابه). http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:www.agha-alkalaa.net/archives/15810
  24. Касир А. Мухаммад Садик Хадид, поэт упрека // Al-Arabi Al-Jadeed. 01.12.2014 (عبد الله القصير مجلة العربي الجديد محمد صادق حديد شاعرالعتابا 2014-01).
  25. Саллум Д. Аль-Мавваль в Леванте и Ираке в популярной литературе // Журнал популярной культуры. 2011. Вып. 13 (سلوم درغام سلوم مجلة الثقافة الشعبية العدد 13المواويل في بلاد الشام والعراق في الأدب الشعبي). https://folkculturebh.org/ar/?issue=13&page=article&id=14
  26. Самим Ш. Народная музыка // Арабская музыка. Арабская музыкальная академия (Лига арабских государств). 31.12.2022 (صميم الشريف (الموسيقى الشعبية)، مقال في مجلة الموسيقى العربية، مجلة موسيقية ثقافية تصدر عن (الجامعة العربية)، المصدر: الموسوعة العربية، 2022.12.31المجمع العربي للموسيقى). https://www.arabmusicmagazine.com/item/1381-2022-10-31-12-06-43
  27. Самим Ш. Творчество и арабская песня // Музыкальная жизнь. 2009. Вып. 51 (صميم الشريف، الإبداع والأغنية العربية، مجلة الحياة الموسيقية العدد 51، دمشق 2009، عدد صفحات البحث..).
  28. Малази С. Совершенное арабское пение и его признаки / Сухайл. Малази // (первый эпизод) // Музыкальная жизнь. 2005. Вып. 36 (ملاذي سهيل، الغناء العربي المتقن وأعلامه ( الحلقة الأولى)، مجلة الحياة الموسيقية العدد 36، دمشق 2005، عدد صفحات البحث).
  29. Мурси Г. Традиционное лирическое наследие, связь Египта и Сирии (сравнительное исследование): дисс. … д. филос. в области музыкального образования. Каир: Хелуанский университет, 2001 (التراث الغنائي التقليدي (الوصلة) في مصر= وسوريا، دراسة مقارنة، بحث مقدم من الدارسة غادة محمد حسنى أحمد مرسى، استكمالا للحصول على درجة دكتوراه الفلسفة في التربية الموسيقية ، تخصص موسيقى عربية ( شعبة تأليف عربي)، القاهرة 2001، جامعة حلوان كلية التربية الموسيقية، قسم الموسيقى العربية، عدد صفحات الكتاب الذي يحتوي على عدة أبحاث).
  30. Наджми К. Наследие арабского пения, между Аль-Маусили и Зирьябом. Умм Кульсум и Абдель-Ваххаб // Дар Аль-Шорук. Каир, 1992 (تراث الغناء العربي، بين الموصلي وزرياب. وأم كلثوم وعبد الوهاب، كمال النّجمي، دار الشروق، القاهرة,1992,عدد صفحات الكتاب).
  31. Хоули С. Из моей жизни с музыкой. Каир: Рабаа аль Алавия, 2002 (من حياتي مع الموسيقى، المؤلف الدكتورة سمحة خولي، من مجلة الحياة الموسيقية، العدد واحد، القاهرة ، رابعة العدوية، 2002، عدد الصفحات).
  32. Шбейр Г. Техника арабского пения с помощью интонации Корана и канонического чтения. Каслик: Университет Святого Духа, 2017 (تقنية الغناء العربي بمساعدة تجويد القرآن والقراءة المتعارف عليها، غادة شبير، لبنان، جامعة الروح القدس الكسليك، 2017،).

Информация об авторах

Алхамви Маха

Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 февраля 2024.
  • Опубликована: 25 марта 2024.

Ключевые слова

  • арабская традиционная музыка
  • устный профессионализм
  • фольклор
  • жанр «мавваль»
  • жанр «атаба»
  • народно-профессиональный жанр
  • Arabic traditional music
  • oral professionalism
  • folklore
  • genre "mawwal"
  • genre "ataba"
  • folk-professional genre

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)