• Эссе
  • 27 сентября 2024
  • Открытый доступ

Барокко (середина XVI – середина XVIII столетия). Коллизии контрастов. Эссе I

Аннотация

В эссе рассматривается искусство и культура эпохи Барокко, сменившей Ренессанс. Данная эпоха охватывает XVII столетие и частично XVI и XVIII века. Ее появление ознаменовалось кризисом ренессансного гуманизма, разочарованием в идеалах Возрождения, особенно в идее совершенного человека, его гармоничного существования и господства над миром. В первую очередь внимание автора обращено к свойственному Барокко спиритуализму, возникшему в противовес индивидуализму Ренессанса: дух возвышается над материей, это проявляется в стремлении к покаянию, отказе от плотских удовольствий и обращении к Богу. В эссе раскрываются ключевые контрасты, антитезы, характерные для рассматриваемой эпохи. Так, спиритуализму было противопоставлено «плотское», земное, чувственное начало, причем оба они могли быть представлены в работах одного и того же творца. Еще одна ключевая антитеза эпохи – сопоставление утончённо-аристократического и фольклорно-низового. Одним из сильнейших контрастов, характерных для эпохи Барокко, выступает антитеза «трагизм – жизнелюбие». Кроме того, автор обращается к рассмотрению стилей рококо и барокко. Особое внимание уделяется русскому искусству исследуемого периода. Раскрытие данной темы будет продолжено в следующей части эссе.

Информация об авторах

Демченко Александр Иванович

д. иск., проф.

Международный Центр комплексных художественных исследований; Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, г. Саратов

Информация о статье

Перевод части статьи опубликован по инициативе автора. Первоисточник: Демченко А. И. Барокко (середина XVI – середина XVIII столетия). Коллизии контрастов // ИКОНИ. 2021. № 1. С. 6-31. https://doi.org/10.33779/2658-4824.2021.1.006-031

История публикации

  • Поступила в редакцию: 6 августа 2024.
  • Опубликована: 27 сентября 2024.

Ключевые слова

  • эпоха Барокко
  • контрасты в искусстве Барокко
  • спиритуализм Барокко
  • плотское, земное, чувственное начало
  • сопоставление утончённо-аристократического и фольклорно-низового
  • антитеза «трагизм – жизнелюбие»
  • Baroque epoch
  • contrasts in Baroque art
  • Baroque spiritualism
  • bodily, earthly, sensual element in Baroque
  • contrasting refined-aristocratic and folkloric, lowly elements in Baroque
  • antithesis of tragedy and zest for life

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)