• Научная статья
  • 9 октября 2024
  • Открытый доступ

Мебель «Лесной серии» С. Т. Конёнкова как образец синтезированного художественного языка

Аннотация

Исследование опирается на комплексный подход, формально стилистический анализ более 60 образцов «Лесной серии» С. Т. Конёнкова, в том числе мебели, а также высказывания их автора. Цель исследования заключается в выявлении многоуровневого синтезированного характера произведений, а именно синтеза видов искусства, стилей, жанров, технико-методических доминант, глубинных обобщений историко-религиозных содержаний. Особенно очевиден синтез жанров в исследуемом цикле произведений в целом и нахождение их сложных сочетаний в ряде отдельных предметов мебели. В результате заключается, что именно такая специфика художественного языка позволила скульптору выразить глубинное символическое содержание, продолжающее многовековые звучания русского национального искусства. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые сделан анализ многоуровневого синтезированного характера произведений мебели «Лесной серии» С. Т. Конёнкова: синтеза видов искусства, стилей, жанров, технико-методических доминант, глубинных обобщений историко-религиозных содержаний.

Источники

  1. Брюсова В. Г. Русская живопись XVII века. М.: Искусство, 1984.
  2. Глаголь С. С. С. Т. Конёнков. Русское современное искусство в биографиях и характеристиках художников. СПб.: Светозар, 1920.
  3. Ильин И. А. Грядущая Россия. Мн.: Харвест, 2009.
  4. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. М.: Изобразительное искусство, 1983.
  5. Некрасова М. А. Статус народного искусства в современной культуре и образовании: проблема методологии и понятий // Традиции и современность. 2014. № 15.
  6. Ополовников А. В. Сокровища Русского Севера. М.: Стройиздат, 1989.
  7. Ополовников А. В., Ополовникова Е. А. Бревенчатый Иерусалим. Деревянные церкви и часовни Руси: в 3 ч. М.: Ополо, 2007. Ч. 1. Клетские церкви и часовни.
  8. Ополовников А. В., Островский Г. С. Русь деревянная: образы русского деревянного зодчества. М., 1970.
  9. Скоробогачева Е. А. «Лесная серия» С. Т. Конёнкова как образец неорусского стиля // XII Терёхинские чтения. Художественная культура в современном мире: традиции и перспективы развития: материалы всероссийской научно-практической конференции / науч. ред. А. П. Крохалева. Пермь, 2024а.
  10. Скоробогачева Е. А. Русское искусство на рубеже XIX-XX столетий. Многокрасочность образов и смыслов. СПб.: Петрополис, 2024b.

Информация об авторах

Скоробогачева Екатерина Александровна

д. иск.

Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 сентября 2024.
  • Опубликована: 9 октября 2024.

Ключевые слова

  • С. Т. Конёнков
  • искусство художественной мебели
  • технико-технологическая специфика
  • синтезированный художественный язык
  • духовные традиции русского искусства
  • S. T. Konenkov
  • art of furniture
  • technical and technological specificity
  • synthesized artistic language
  • spiritual traditions of Russian art

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)