• Эссе
  • 23 октября 2024
  • Открытый доступ

Комментарий очерка Сергея Слонимского «Скандалист поневоле: хроника хронического стресса – 1972-1991» из книги «Заметки на полях нотной тетради»

Аннотация

В статье продолжается публикация и комментирование очерка С. М. Слонимского «Скандалист поневоле: хроника хронического стресса» 2002 года из книги «Заметки на полях нотной тетради». В силу ограниченности объёма статьи весь материал очерка поделён на три части: первая статья посвящена послевоенному периоду жизни до начала 1970-х годов. Во второй (данной) статье раскрываются события из жизни и творчества композитора периода 1972-1991 годов. Следующая, третья статья охватит последнее десятилетие ХХ – начала XXI века, период 1992-2002 годов. Узловыми сюжетами рассуждений автора из второго очерка «хроники хронического стресса – 1972-1991» также являются темы нравственно-этических вопросов в социуме композиторов. Эти темы раскрываются в ином ключе – в непосредственной связи с жизнью С. М. Слонимского в хронологической последовательности. Очерк охватывает уже наше время, второй половины ХХ – начала XXI века, его написание обусловлено обострением кризиса нравственных ценностей современного человека. Автор очерка заключает: следует «сосредоточить внимание лишь на одном болевом моменте, весьма типичном для моего творческого и жизненного пути. Возможно, скандальные грозы – это мой крест, роковая предопределенность моей судьбы. Возможно, – фатальная необходимость для независимого человека, идущего собственным путём, не желающего благоразумно склоняться перед власть имущими, перед тем, что сулит спокойствие, признание, успех, благоденствие и счастливое преуспевание. Таким уж я создан, таким и останусь до конца <…> В творчестве моем абсолютно очевидны и мои философские мировоззренческие взгляды, и личные черты моего эмоционального темперамента, и моё отношение ко многим людям, населяющим Россию, Европу, Азию, всю нашу землю». В результате исследования установлены и подтверждены позиции С. М. Слонимского в неизменности сложившегося нравственно-этического порядка и непримиримости автора к проявлениям зла, зависти и предательству в композиторской среде и музыкально-педагогической деятельности.

Источники

  1. Гладкова О. И. Галина Уствольская: музыка как наваждение. СПб.: Музыка, 1999.
  2. Овсянкина Г. П. Творчество Д. Д. Шостаковича в первые годы Великой Отечественной войны: дисс. … к. иск. СПб., 1984.
  3. От русского Серебряного века Новому Ренессансу: сборник статей по материалам Международного форума к 80-летию Сергея Слонимского (г. Санкт-Петербург, 4-7 апреля 2012 г.) / сост., науч. ред. Р. Н. Слонимской, Р. Г. Шитиковой. СПб.: Lennex Corp. Edinburgh, 2014.
  4. Памяти В. В. Успенского / подготовка материала Д. Ю. Брагинского // Musicus. 2020. № 1.

Информация об авторах

Слонимская Раиса Николаевна

Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 сентября 2024.
  • Опубликована: 23 октября 2024.

Ключевые слова

  • С. М. Слонимский
  • кризис нравственных ценностей
  • композиторская среда
  • музыкально-педагогическая деятельность
  • нравственно-этические вопросы
  • S. M. Slonimsky
  • crisis of moral values
  • composers’ milieu
  • music teaching
  • moral and ethical issues

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)