• Научная статья
  • 28 октября 2024
  • Открытый доступ

Масляная живопись на бумажной основе: проблемы исследования повреждений бумаги, консервации и реставрации

Аннотация

Цель работы – оценка состояния бумажной основы масляной живописи под действием факторов естественного старения с целью определения методов консервации и реставрации произведений масляной живописи на бумажной основе. В статье приведены примеры воздействия масляного связующего краски на бумажную основу памятников живописи из коллекций музеев Санкт-Петербурга. Показаны возможные варианты разрушения основы живописи. Приведены факторы, влияющие на степень впитываемости масляного связующего в бумажную основу живописи по материалам опубликованных исследований данной темы. Научной новизной исследования является попытка систематизации влияния различных факторов на деструктивные изменения бумажной основы масляной живописи с целью выявления возможностей консервации и реставрации данных объектов. В отечественной и современной историографии отсутствуют комплексные исследования масляной живописи на бумаге как целостного предмета реставрации и консервации, но существуют отдельные методики реставрации графических произведений и реставрации масляной живописи. На основании широкого круга источников комплексно рассмотрено влияние масляного связующего краски на бумажную основу произведения живописи. В ходе работы был проанализирован опыт реставрации, представленный в источниках, систематизированы полученные данные, выявлены основные факторы разрушения. Пристальное внимание было направлено на изучение взаимовлияния маслопоглощающего свойства пигментов красок в зависимости от способа подготовки основы для живописи. В результате проведенной работы выявлены закономерности влияния масляного связующего красок на бумажную основу живописи на основании опубликованных источников и осуществленных испытаний на модельных образцах.

Источники

  1. Виннер А. В. Материалы масляной живописи / под общ. ред. И. Э. Грабаря. М.: Искусство, 1950.
  2. Ганичева С. И., Быстрова Е. С., Лоцманова Е. М. Влияние условий термического старения на молекулярные характеристики целлюлозы и механические свойства бумаги на ее основе // Журнал прикладной химии. 2004. № 7.
  3. Гренберг Ю. И. История технологии станковой живописи. М.: Искусство, 2004.
  4. Евтюхов С. А., Лоцманова Е. М., Смирнова Е. Г. Изменение свойств бумаги для офсетной печати российского производства в процессе искусственного старения // Обеспечение сохранности памятников культуры: традиционные подходы – нетрадиционные решения: материалы V международной конференции (г. Санкт-Петербург, 24-26 октября 2006 г.). СПб.: Российская национальная библиотека, 2006.
  5. Есаулова А. В. Криминалистическое исследование волокнистого состава бумаги // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия: Юридические науки. 2007. Т. 20 (59). № 2.
  6. Киплик Д. И. Техника живописи. М.: В. Шевчук, 2011.
  7. Киселева А. С., Лоцманова Е. М. Произведения в технике масляной живописи на бумажной основе: влияние подготовки основы и связующего масляной краски на бумагу // Книжные памятники в аспекте сохранности: материалы VII междисциплинарной научно-практической конференции (г. Москва, 25-27 октября 2023 г.). М.: Центр книги Рудомино, 2023.
  8. Лекции Михаила Девятова по технологии живописи / сост. Н. А. Беленькая. 2023. https://proza.ru/2023/01/15/1581
  9. Малкин И. Т. История бумаги. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1940.
  10. Одноралов Н. В. Материалы в изобразительном искусстве: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983.
  11. Banou Р., Alexopoulou A., Chranioti Ch., Tsimogiannis D., Terlixid A.-V., Zervose S., Singer B. W. The effect of oil binders on paper supports via VOC analysis // Journal of Cultural Heritage. 2016. Vol. 20.
  12. Banou Р., Kaminari A. A., Moutsatsou A. P., Alexopoulou A., Singer B. W. Investigating the conservation problems of oil paintings on paper supports // Works of Art & Conservation Science Today (26-28 November 2010, Aristotle University of Thessaloniki) / University of Ecclesiastical Academy of Thessaloniki. Thessaloniki, 2010.
  13. Blüher A., Grube A., Bornscheuer U., Banik G. A reappraisal of the enzyme lipase for removing drying-oil stains on paper // The Paper Conservator. 1997. Vol. 21. Iss. 1. http://dx.doi.org/10.1080/03094227.1997.9638597
  14. Bower P. A Brush with nature: An historical and technical analysis of the papers and boards used as supports for landscape oil sketching // Studies in Conservation. 2002. Vol. 47. Iss. sup3. https://doi.org/10.1179/sic.2002.47.s3.004
  15. Cove S. Constable oil sketches on paper and millboard // The Institute of Paper Conservation: Conference Papers Manchester 1992. L., 1992.
  16. Daniels V. Тhe discolouration of paper on ageing // The Paper Conservator. 1988. Vol. 12. Iss. 1. https://doi.org/10.1080/03094227.1988.9638567
  17. Herro H., Nolley S., Cowan W., Wright K. Oil on Paper: A Collaborative Conservation Challenge // The Book and Paper Group Annual. 2017. Vol. 36.
  18. Lee J., Bonaduce I., Modugno F., La Nasa J., Ormsby B., Berg J. K. van den. Scientific investigation into the water sensitivity of twentieth century oil paints // Microchemical Journal. 2018. Vol. 138. Iss. 1. https://doi.org/10.1016/j.microc.2018.01.017
  19. McAusland J. Problems with works of art in oil on paper and their support: A paper conservator’s viewpoint // General Meeting of the Association of British Picture Restorers. L., 1989.
  20. Millard T., Le Cornu E., Smith R., Hasler E., Cowdy H., Chisholm R., King E. The conservation of 830 oil paintings on paper by Marianne North // Journal of the Institute of Conservation. 2011. Vol. 34. Iss. 2. https://doi.org/10.1080/19455224.2011.608341
  21. Osama M., Hassan M. L. Artificial Aging and Deterioration of Oil-Painted Fabriano Paper and Cardboard Paper Supports // Journal of Applied Polymer Science. 2008. Vol. 109. Iss. 3. https://doi.org/10.1002/app.28226

Информация об авторах

Кириллова Наталия Константиновна

к. техн. н.

Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Киселева Анна Сергеевна

Всероссийский музей А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 июля 2024.
  • Опубликована: 28 октября 2024.

Ключевые слова

  • масляная живопись на бумажной основе
  • деструктивные изменения бумажной основы
  • проблемы исследования повреждений бумаги
  • консервация и реставрация масляной живописи на бумаге
  • oil painting on paper
  • destructive changes in the paper support
  • issues of paper damage research
  • conservation and restoration of oil painting on paper

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)