• Научная статья
  • 4 февраля 2025
  • Открытый доступ

На руинах советской эстетики

Аннотация

Статья посвящена проблемам эволюции отечественной художественной культуры в свете эстетических и методологических исканий крупнейшего российского и советского ученого-гуманитария М. С. Кагана на рубеже ХХ-XXI вв. Ученый стремился преодолеть пережитки советской идеологизированной философии, но при этом не отступать от принципов марксизма. Эта внутренняя борьба отразилась на его концепции будущего художественной культуры, которая должна была оставаться проекцией марксистских представлений о нормативной эстетике и в то же время отвечать вызовам времени (междисциплинарность, системный подход, культурология, синергетика и т. п.). Однако быстрая трансформация современной художественной культуры в сторону медиакультуры и постмодернизма намного опередила самые смелые теоретические прогнозы советской эстетики.

Источники

  1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Изд-е 2-е. Л.: Музыка (Лен. отд.), 1971.
  2. Гройс Б. Апология Нарцисса. М.: Ад Маргинем Пресс, 2024.
  3. Гройс Б. Под подозрением: феноменология медиа. М.: Художественный журнал, 2007.
  4. Каган М. С. Воображение как онтологическая категория // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции (11-13 апреля 2000 г.). СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. Вып. 3.
  5. Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л.: ЛГУ, 1971.
  6. Каган М. С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусства. М.: Искусство, 1972.
  7. Каган М. С. О перспективах развития эстетики как философской науки // Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века. Материалы научной конференции (10 октября 2001 г.). СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001a. Вып. 16.
  8. Каган М. С. Перспективы развития гуманитарных наук в ХХI веке // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию проф. М. С. Кагана. Материалы международной научной конференции (18 мая 2001 г.). СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001b. Вып. 12.
  9. Каган М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974.
  10. Каган М. С. Эстетика и синергетика // Эстетика сегодня: состояние и перспективы. Материалы научной конференции (20-21 октября 1999 г.). Тезисы докладов и выступлений. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1999. Вып. 1.
  11. Каган М. С. Эстетика как философская наука. СПб.: Петрополис, 1997.
  12. Кондаков И. В. «Зричитель»: новый субъект современной культуры // Обсерватория культуры. 2016. Т. 13. № 5.
  13. Кондаков И. В. Русский масскульт: от барокко к постмодерну. Монография. М. – СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018.
  14. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М.: Языка русской культуры, 1996.
  15. Ханзен-Лёве О. А. Интермедиальность в русской культуре: от символизма к авангарду. М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, 2016.
  16. Эйзенштейн С. М. Вертикальный монтаж // Эйзенштейн С. М. За кадром. Ключевые работы по теории кино. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2016.
  17. Эко У. Двойное кодирование // Эко У. Откровения молодого романиста. М.: АСТ; CORPUS, 2013.
  18. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Симпозиум, 2006.

Информация об авторах

Кондаков Игорь Вадимович

д. филос. н., проф.

Российский государственный гуманитарный университет; Государственный институт искусствознания, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 декабря 2024.
  • Опубликована: 4 февраля 2025.

Ключевые слова

  • советская эстетика
  • художественная культура в советской и постсоветской рецепции
  • текст и контекст
  • семиосфера искусства
  • эстетосфера
  • искусство в контексте медиакультуры
  • Soviet aesthetics
  • art culture in Soviet and post-Soviet reception
  • text and context
  • semiosphere of art
  • aesthetosphere
  • art in the context of media culture

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)