Идея свободы в визуальной культуре японской мультипликации на примере аниме «Темный мститель Дарксайд» и «Магическая битва»
Аннотация
Цель исследования – выявить, каким образом в японской мультипликации (аниме) используются визуальные образы для передачи идеи свободы. Исследование направлено на анализ двух аниме: «Темный мститель Дарксайд» и «Магическая битва», – с целью показать, как эти произведения создают концептуальные метафоры свободы через визуальные и нарративные средства. В первой части статьи рассматривается аниме «Темный мститель Дарксайд», где основной акцент делается на символизме тьмы и сокрытия, связанных с политической свободой и сопротивлением системе. Визуальные образы темного заброшенного города, низших городских слоев, выброшенных из системы общества, подчеркивают идею свободы, проявляющейся в условиях полного контроля и надзора: образ тьмы-свободы противостоит образу света-контроля. Во второй части анализируется аниме «Магическая битва», где свобода представлена через призму персонажей со сверхъестественными способностями, которые выражают различные философско-этические концепции, такие как следование долгу и стремление к саморазвитию, адаптация, переоценка ценностей. Научная новизна исследования заключается в демонстрации того, что аниме благодаря своей уникальной визуальной природе способно создавать концептуальные метафоры, которые глубоко влияют на восприятие зрителей. Эти метафоры помогают зрителю осмыслить сложные философские понятия, такие как свобода, через яркие и запоминающиеся образы, что и показывается в ходе анализа двух мультипликационных фильмов. В результате исследования было установлено, что аниме «Темный мститель Дарксайд» успешно передает идею политической свободы через использование образа тьмы, являющегося аллегорией понятия «сокрытости» из философии М. Хайдеггера, в которой сущее всегда обладает своей скрытой стороной, способной явить бесконечное разнообразие новых форм и обеспечить с помощью этого изменение, развитие и свободу. В аниме «Магическая битва» на примере персонажей представлены разнообразные этические модели, связанные с различными путями реализации свободы. Показано, что свобода в этом аниме мыслится через идею преодоления себя и переизобретения своих ценностей, что делает это аниме, как и жанр сёнэн вообще, выразителем этических идей Ф. Ницше. Исследование подтверждает, что визуальная культура аниме может служить эффективным средством для передачи философских идей, таких как свобода, через концептуальные метафоры.
Источники
- Беляев Д. А. Философско-поэтическая экспликация Übermensch Ф. Ницше: к вопросу о реконструкции понимания // Философская антропология. 2015. Т. 1. № 2.
- Делёз Ж. Различие и повторение. СПб.: Петрополис, 1998.
- Деррида Ж. Письмо и различие. СПб.: Академический Проект, 2000.
- Зенкова А. Ю. Визуальные исследования как интегральная область социально-гуманитарного знания // Антиномии. 2004. № 5.
- Инишев И. Н. «Иконический поворот» в науках о культуре и обществе // Философско-литературный журнал «Логос». 2012. № 1 (85).
- Катасонова Е. Л. Японцы в реальном и виртуальном мирах: очерки современной японской массово культуры. М.: Восточная литература, 2012.
- Кожевников Н. Н. Этика Ницше и ее значение для современной философии // Педагогика. Психология. Философия. 2019. № 4 (16).
- Куртов М. К оптической критике знания. Очерк анархистской эпистемологии // Транслит. 2017. № 19.
- Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / ред. и предисл. А. Н. Баранова. М.: Едиториал УРСС, 2004.
- Левикова С. И. Этическая концепция Иммануила Канта как ключ к пониманию поведения людей // Преподаватель ХХI век. 2014. № 2.
- Мартин Э. Идея сверхчеловека в философии Ф. Ницше: новые ценности за гранью человечности // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 22. № 6.
- Новицкая И. В. Теория концептуальной метафоры и развитие альтернативных концепций в рамках когнитивного направления метафорологии (по материалам современной англистики) // Язык и культура. 2019. № 46.
- Фуко М. Слова и вещи: археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad; Талисман, 1994.
- Хайдеггер М. О сущности истины // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: избранные статьи позднего периода творчества. М.: Высшая школа, 1991.
- Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993.
- Щедрин К. С. Образ «Великого полдня» в произведении Ф. Ницше «Так говорил Заратустра» // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-3.
- Lacan J. Kant avec Sade // Lacan J. Ecrits. P.: Seuil, 1966.
- Mitchell W. J. T. Picture Theory. Essays on Verbal and Visual Representation. Chicago – L.: The University of Chicago Press, 1994.
- Nietzsche F. W. Thus Spoke Zarathustra. A Book for Everyone and Nobody. N. Y.: Cambridge University Press, 2006.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 17 декабря 2024.
- Опубликована: 5 февраля 2025.
Ключевые слова
- идея свободы
- аниме «Темный мститель Дарксайд»
- аниме «Магическая битва»
- концептуальная метафора
- idea of freedom
- anime "Darkside Blues"
- anime "Jujutsu Kaisen"
- conceptual metaphor
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»