• Научная статья
  • 7 февраля 2025
  • Открытый доступ

Особенности мотивной разработки в трио Мэрилин Шруд “Notturno: In Memoriam Tōru Takemitsu”

Аннотация

Цель данной статьи – описать особенности мотивной разработки в трио “Notturno: In Memoriam Tōru Takemitsu”, которое было написано американским композитором М. Шруд для скрипки, альтового саксофона и фортепиано. В статье показано, что мотивная разработка производится на основе зародышевого мотива, взятого из «морской» темы Тору Такэмицу. Исходя из анализа нотного текста, продемонстрировано использование тритонов, больших септим и трихордов для усиления диссонанса и создания атональности. Кроме того, выявлено использование широких интервалов – квинт, секст, септим, октав, децим – для формирования иллюзии звучания в масштабных резонирующих пространствах. Для образования резонанса композитор также использует экстремально низкие звуки фортепиано. Научная новизна работы заключается в том, что это известное сочинение М. Шруд впервые исследовалось в России, в результате чего продемонстрировано применение зародышевого мотива для мотивной разработки – отличительная черта её композиторского почерка. В результате показано наличие основных приёмов мотивной разработки, свойственных камерно-инструментальным произведениям Мэрилин Шруд. При этом показано, что зародышевый мотив – это объединяющий элемент во всей композиции. Кроме того, единство создаётся за счёт постоянного повторения трихордов, использования длинных фраз, образованных путём внедрения дополнительных звуков к этим трихордам, а также мелодического развития.

Источники

  1. Анучин А. М. Влияние григорианского хорала на композиторский язык Мэрилин Шруд на примере дуэта “Lacrimosa” // Художественное образование и наука. 2022а. № 3.
  2. Анучин А. М. Мотивная разработка в дуэте “Face of the Moon” Мэрилин Шруд // Временник Зубовского института. 2022b. № 4.
  3. Анучин А. М. Мотивная разработка в квартете Мэрилин Шруд “Transparent Eyes” как способ создания целостности композиции // Временник Зубовского института. 2024. № 3.
  4. Анучин А. М. Мотивная разработка как часть композиторского стиля Мэрилин Шруд на примере трио “Within Silence” // Вестник музыкальной науки. 2022c. № 3.
  5. Анучин А. М. Мэрилин Шруд – «наследница по прямой» «Американской пятерки» // Вестник Магнитогорской консерватории. 2021. № 3 (41).
  6. Анучин А. М. Применение мотивной разработки и закона «золотого сечения» в сочинении Мэрилин Шруд “Renewing the Myth” // Художественное образование и наука. 2023a. № 3.
  7. Анучин А. М. “Trope” Мэрилин Шруд: песня протеста и тропирование – связь музыкальных эпох // Вестник музыкальной науки. 2023b. № 4.
  8. Музыка. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
  9. Anuchin A. M. Features of Marilyn Schrude’s compositional style // Joint innovation – Joint development: Proceedings of the II Foreign International Scientific Conference. Harbin, 2023a.
  10. Anuchin A. M. The role of “The American Five” in the formation of the composition school in the USA // Scientific Research of the SCO Countries: Synergy and Integration: Proceedings of the International Conference. Beijing: Minzu University of China, 2023b.
  11. Anuchin A. M. The use of extended techniques in the chamber instrumental compositions by Marilyn Schrude // Afrique – Russie: science et education pour le developpement innovant: Proceedings of the I Foreign International Scientific Conference. Benin, 2024.
  12. Beaty C. A. Annotated Bibliography of Selected Soprano Saxophone Repertoire: A dissertation for the degree of Doctor of Musical Arts. Memphis, 2004.
  13. Burtner M. Making Noise: Extended Techniques after Experimentalism // New Music Box. 2005. Vol. 6. Iss. 71. No. 11.
  14. Forte A. The Structure of Atonal Music. New Haven: Yale University Press, 1973.
  15. Fusik J. P. The Theatrical Saxophone: Visual and Narrative Elements in Contemporary Saxophone Music: A dissertation for the degree of Doctor of Musical Arts. Bowling Green, 2013.
  16. Hubbs N. Musical Organicisms and its Alternatives: A dissertation for the degree of Doctor of Musical Arts. Ann Arbor: University of Michigan, 1990.
  17. Nattiez J.-J. Music and Discourse: Toward a Semiology of Music. Princeton, 1990.
  18. Natvig M. Guggenheim Fellow Marilyn Shrude: Memorials and Memories // Journal of the International Alliance for Women in Music. 2012. Vol. 18. Iss. 2.
  19. Natvig M. Marilyn Shrude: Composer, Teacher and New Music Advocate // Woman of Note Quarterly. 1996. Vol. 14. Iss. 3.
  20. Natvig M. Marilyn Shrude // Grove Music Online. 2001. https://www.oxfordmusiconline.com/grovemusic/display/10.1093/gmo/9781561592630.001.0001/omo-9781561592630-e-0000046571
  21. Natvig M. Marilyn Shrude: sol sol la sol do ti // Journal of the International Alliance for Women in Music. 2021. Vol. 27. Iss. 2.
  22. Nestler E. Analytical Considerations in the Preparation for Performance of Marilyn Shrude’s Renewing the Myth // The Saxophone Symposium. 2008. Vol. 32.
  23. Noriko O. Creative Sources for the Music of Tōru Takemitsu. Vermont: Ashgate Publishing Company, 1993.
  24. Parker E. M. Sociopolitical Influences in Three Works for the Saxophone by Shrude, Hindman, and Olso: A dissertation for the degree of Doctor of Musical Arts in Saxophone Performance. Houston, 2021.
  25. Stahl S. Wind Chamber Music by Women Composers – The Biographies, Compositional Techniques, and Perspectives of Jocelyn Morlock, Elizabeth Raum, Marilyn Shrude, and Augusta Read Thomas: A dissertation for the degree of Doctor of Musical Arts. Washington, 2019.
  26. Takemitsu A. A Memoir of Tōru Takemitsu. Bloomington: iUniverse, 2010.
  27. Takemitsu T. Confronting Silence: Selected Writings. Berkeley: Fallen Leaf Press, 1995.
  28. Thompson B. A. The Integration of Sound, Resonance, and Color in Lacrimosa for Alto Saxophone and Piano by Marilyn Shrude: A dissertation for the degree of Doctor of Musical Arts. Greensboro, 2016.
  29. Wright A. A Survey of Selected, Original Chamber Music for Saxophone: A dissertation for the degree of Doctor of Musical Arts. Denton: University of North Texas, 2016.

Информация об авторах

Анучин Артем Максимович

Магнитогорская государственная консерватории имени М. И. Глинки

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 декабря 2024.
  • Опубликована: 7 февраля 2025.

Ключевые слова

  • американский композитор Мэрилин Шруд
  • японский композитор Тору Такэмицу
  • трио “Notturno: In Memoriam Tōru Takemitsu”
  • мотивная разработка
  • зародышевый мотив
  • American composer Marilyn Shrude
  • Japanese composer Toru Takemitsu
  • trio “Notturno: In Memoriam Tōru Takemitsu”
  • motivic development
  • germinal motive

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)