• Научная статья
  • 21 февраля 2025
  • Открытый доступ

Этапы становления российской анимации в период с 90-х гг. XX века по настоящее время: анализ и перспективы

Аннотация

Цель исследования – выявление и анализ основных, с точки зрения автора, этапов становления российской анимации в период с 1990-х гг. по настоящее время, их ключевых характеристик и факторов, которые влияли на развитие данного вида кинематографа в выбранный временной отрезок. Особое внимание уделяется стилистическим и драматургическим решениям, взаимодействию традиций и инноваций, а также перспективам дальнейшего развития анимационной индустрии. Научная новизна работы состоит в том, что в ней, на базе исторического, культурологического и технологического анализа, впервые выделяются и систематизируются основные этапы развития российской анимации в постсоветский период. Исследование российской анимации позволяет выявить ее значимость как культурного феномена, способного отражать и интерпретировать изменения в социальной и художественной среде. Ее развитие свидетельствует о многогранности и гибкости этого вида искусства, который, несмотря на экономические и социальные вызовы, продолжает оставаться важным медиумом для выражения национальной идентичности и культурного диалога.

Источники

  1. Агин А. М. Технологии виртуальной реальности в современном интерактивном искусстве // Культура и искусство. 2024. № 12.
  2. Алиев Т. Режиссеры-аниматоры отвечают на вопросы анкеты ИК // Искусство кино. 2022. № 7-8,
  3. Зайцев А. Я. К вопросу о развитии российской анимации XXI века: проект «Гора Самоцветов» // Человек и культура. 2019. № 4.
  4. Зайцев А. Я. Нейросети в современном анимационном искусстве: эстетические инновации и новые горизонты // Культура и искусство. 2024a. № 12.
  5. Зайцев А. Я. Персоналии российской авторской анимации: синергетические фильмы Александра Свирского // Культура и искусство. 2024b. № 11.
  6. Зайцев А. Я. Эстетические и технологические аспекты развития художественной формы российских анимационных фильмов 1990-х – 2020-х гг.: дисс. … к. иск. М., 2023.
  7. Карцев Н. Мультипатриот // Искусство кино. 2022. № 7-8.
  8. Кривуля Н. Г. Документальная анимация: генезис и специфика // Вестник Томского государственного университета. Серия: Культурология и искусствоведение. 2021 № 43.
  9. Кривуля Н. Г. Основные тенденции авторской анимации России 60-90-х годов: дисс. … к. иск. М., 2001.
  10. Малюкова Л. Л. Сверхкино. Современная российская анимация. Девяностые/нулевые. СПб.: Ассоциация анимационного кино «Умная Маша», 2013.
  11. Норштейн Ю. Снег на траве: в 2 кн. М.: Фонд Юрия Норштейна; Красный пароход, 2012. Кн. 2.
  12. Орлов А. М. Авторская анимация. Избранное: в 2 кн. СПб.: Реноме, 2024. Кн. 2. Отмычки к фильмам.
  13. Разлогов К. Э. Кинопроцесс ХХ – начала XXI века: искусство экрана в социодинамике культуры. Теория и практика: учеб. пособие. М.: Трикста; Академический Проект, 2016.
  14. Разлогов К. Э. Новые аудиовизуальные технологии: учеб. пособие. М.: Едиториал УРСС, 2005.
  15. Спутницкая Н. Ю. Мультитренд: тенденции современной анимации России: монография. М.: Академия медиаиндустрии, 2016.

Информация об авторах

Зайцев Алексей Яковлевич

к. иск.

Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 января 2025.
  • Опубликована: 21 февраля 2025.

Ключевые слова

  • анимационный фильм
  • анимационная студия
  • анимационный процесс
  • этап становления
  • кризис анимации
  • animated film
  • animation studio
  • animation process
  • stage of formation
  • animation crisis

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)