• Научная статья
  • 28 февраля 2025
  • Открытый доступ

Опыт традиционной фортепианной педагогики начала XIX века в инновационном техническом развитии современных пианистов

Аннотация

Целью исследования является выявление методических установок традиционной фортепианной педагогики начала XIX века, способных помочь в поиске современных инновационных разработок в области формирования «мелкой» техники пианиста. В статье рассмотрены преемственность и сущностные отличия требований к технике клавиристов и пианистов первой трети XIX века. Преемственность требований затрагивала круг вопросов, связанных с «постановкой рук» и пальцевой игрой, а отличие заключалось в необходимости развития физических качеств пальцевого аппарата. Эти факторы должны учитываться в методике обучения современных пианистов. Научная новизна исследования заключается в том, что из множества методических установок, перешедших из клавирной педагогики в фортепианную, было выделено требование, имевшее системное значение для фортепианно-педагогического искусства и изменившее методику технического развития пианистов. Данное требование связано с необходимостью физического развития пальцевого аппарата пианиста. В результате исследования установлено: учет основных правил «постановки руки», подразумевающей игру пальцевыми движениями при свободной руке, и необходимость физического развития пальцевого аппарата являются важнейшими детерминантами формирования пальцевой техники пианистов. При этом важным условием применения методов работы пианистов XIX века над техникой служит четкое понимание функциональной принадлежности правил «постановки рук»: в современном обучении пианистов «постановка» должна применяться не как способ игры, а только как средство технической тренировки. Это открывает возможность в полной мере привлечь к технической работе музыканта современные достижения теории спортивной тренировки, что обеспечит инновационный характер методов физического развития игрового аппарата пианистов нашего времени.

Источники

  1. Алексеев А. Д. Из истории фортепианной педагогики: хрестоматия. К., 1974.
  2. Гат Й. Техника фортепианной игры. М. − Будапешт: Музгиз-Корвина, 1961.
  3. Гудкова Л. А., Гетьман В. В. Анализ методик обучения игре на клавесине (на основе музыкальных трактатов Франции конца XVII – начала XVIII вв.) // Педагогика и психология образования. 2015. № 1.
  4. Залинг Г. Фортепианное искусство в Германии первой половины XX века и в Германской Демократической Республике: автореф. дисс. … к. иск. М., 1971.
  5. Заславская П. И. Немецкая клавирная педагогика и теория исполнительства середины и второй половины XVIII века: автореф. дисс. … к. иск. СПб., 2009.
  6. Коган Г. М. Вопросы пианизма. М.: Советский композитор, 1968а.
  7. Коган Г. М. Проблемы теории пианизма // Коган Г. М. Вопросы пианизма. М.: Советский композитор, 1968b.
  8. Мартинсен К. А. Индивидуальная фортепианная техника. М.: Музыка, 1966.
  9. Мартинсен К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М.: Музыка, 1977.
  10. Николаев А. А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М.: Музыка, 1980.
  11. Сраджев В. П. Закономерности управления моторикой пианиста. М.: Контенант, 2004.
  12. Сраджев В. П. К вопросу применения некоторых положений педагогики ХIХ века в современном техническом развитии пианиста // Методика преподавания музыкальных дисциплин. Ташкент: Укитувчи, 1982. Вып. 2.
  13. Сраджев В. П. Предисловие // Шульпяков О. Ф. Скрипичное исполнительство и педагогика. СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2006.
  14. Сраджев В. П. Проблемы развития фортепианной техники. Ташкент: Фан, 1987.
  15. Сраджев В. П. Развитие беглости пианистического аппарата. М., 2021.
  16. Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика. СПб., 2001.
  17. Шульпяков О. Ф. Скрипичное исполнительство и педагогика. СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2006.

Информация об авторах

Сраджев Виктор Пулатович

д. иск., проф.

Белгородский государственный институт искусств и культуры

Е Цзы

Белгородский государственный институт искусств и культуры

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 января 2025.
  • Опубликована: 28 февраля 2025.

Ключевые слова

  • традиционная фортепианная педагогика начала XIX века
  • фортепианная техника
  • постановка рук
  • пальцевые движения
  • пальцевой аппарат пианистов
  • методы технического развития пианистов
  • traditional piano pedagogy of the early 19th century
  • piano technique
  • hand positioning
  • finger movements
  • finger apparatus of pianists
  • methods of technical development of pianists

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)