• Научная статья
  • 4 апреля 2025
  • Открытый доступ

Основные тенденции развития алтайской станковой графики в 1970-1980-е годы в контексте советского изобразительного искусства

Аннотация

Цель данного исследования – выявление основных тенденций и особенностей развития алтайской станковой графики в 1970-1980-е годы в контексте советского изобразительного искусства. В статье рассматриваются произведения художников-графиков, работающих в Алтайском крае в этот период: А. Г. Вагина, Ф. А. Филонова, А. А. Югаткина, В. Ф. Рублева, Т. В. Ашкинази, Ю. Е. Бралгина и др. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые графическое искусство Алтая рассмотрено как часть советского художественного процесса. В результате исследования выявлено, что в алтайской графике 1970-1980-х годов нашли отражение идеи и поиски, характерные для советского искусства (лирико-романтическая стилистика, интерес к современности; поиск нового через обращение к прошлому; рост популярности уникальных графических техник и т. д.), а также проявились региональные особенности (большая роль пейзажного жанра, обращение к мотивам и образам традиционной алтайской культуры).

Источники

  1. Агамирова А. А., Глуховская Р. А. Советский станковый рисунок: первая всесоюз. выставка. М.: Советский художник, 1981.
  2. Герчук Ю. Я. К определению понятия «Графическое искусство» (введение в книгу «Парадоксы графики») // Проблемы истории, филологии, культуры. 2007. № 18.
  3. Герчук Ю. Я. Тихая графика // Творчество. 1971. № 1.
  4. Дмитренко А. Ф., Карасик И. Н. Вступительная статья // Сибирь социалистическая: живопись, скульптура, графика, театрально-декорационное и декоративно-прикладное искусство: V зональная художественная выставка. Л.: Художник РСФСР, 1983.
  5. Иньшаков А. Н. Предисловие // Позднесоветское искусство России: проблемы художественного творчества: коллективная монография. М.: БукМАрт, 2018.
  6. Каменский А. А. Романтический монтаж: научное издание. М.: Советский художник, 1989.
  7. Лихацкая Л. Н. О творческом методе художника Татьяны Ашкинази // Седьмые искусствоведческие Снитковские чтения: сборник материалов XV всероссийской научно-практической конференции. Барнаул: Алтайский дом печати, 2018.
  8. Лихацкая Л. Н. Тема Горного Алтая в творчестве алтайского графика и живописца Юрия Егоровича Бралгина // Реклама и международные коммуникации: история и современность: сборник материалов международной научно-практической конференции. Барнаул, 2010.
  9. Ломанова Т. М. Сибирь в графике красноярского художника Р. К. Руйги история // Известия Алтайского государственного университета. 2006. № 4.
  10. Машанов А. Н., Прошкина О. А. Дом творчества «Челюскинская». Реальность и возможные перспективы развития // Искусство Евразии. 2019. № 1 (12).
  11. Муратов П. Д. Вступительная статья // Пятая зональная художественная выставка «Сибирь социалистическая»: каталог. Барнаул, 1980.
  12. Муратов П. Д. Вступительная статья // Четвертая зональная художественная выставка «Сибирь социалистическая»: каталог. Новосибирск, 1975.
  13. Нехвядович Л. И. Национальная специфика русской пейзажной традиции как проблема современного этноискусствознания // Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 1-2.
  14. Нехвядович Л. И. Факторы формирования стилистических особенностей пейзажной живописи Алтая второй половины XX века // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 1.
  15. Сидорова О. В. «Черно-белое и цветное». Заметки с персональной выставки Татьяны Ашкинази // Искусство Евразии. 2017. № 3 (6).
  16. Сидорова О. В. Классики алтайской графики в собрании Государственного художественного музея Алтайского края (Барнаул, Россия) // Ученые записки Алтайской государственной академии культуры и искусств. 2021. № 3 (29).
  17. Силичев Д. А. Постмодерн как особая форма антимодерна // Хренов Н. А. От искусства оттепели к искусству периода распада империи. М.: «Канон+», 2013.
  18. Степанская Т. М. Очерки истории искусства Алтая. Барнаул, 2009.
  19. Флорковская А. К. От 1960-х к 1980-м. Советское искусство на сломе эпохи // Советское искусство на переломе: от 1960-х к 1980-м. К 60-летию выставки «30 лет МОСХ» в московском «Манеже»: по материалам научной конференции (г. Москва, 2-3 июня 2022 г.). М.: Российская академия художеств, 2022.
  20. Флорковская А. К. Официальная и неофициальная версии искусства позднесоветского времени: живописцы поколения семидесятников // Манускрипт. 2017. № 5 (79).
  21. Чирков В. Ф. Зональные и региональные выставки в Сибири от советского периода до наших дней: обретения и утраты // Искусство Евразии. 2023. № 2 (29).

Информация об авторах

Крылова Виктория Игоревна

Алтайский государственный университет, г. Барнаул

Нехвядович Лариса Ивановна

д. иск., доц.

Алтайский государственный университет, г. Барнаул

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 марта 2025.
  • Опубликована: 4 апреля 2025.

Ключевые слова

  • алтайская станковая графика
  • позднесоветское искусство
  • художественные тенденции
  • региональные особенности
  • Atai easel graphics
  • late-Soviet art
  • artistic trends
  • regional characteristics

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)