• Научная статья
  • 21 апреля 2025
  • Открытый доступ

Особенности творческого метода португальского художника-керамиста Жоржи Коласу в декоре вокзала Сау Бенту (1905-1916 гг.)

Аннотация

Цель настоящего исследования – выявить уникальность творческого метода португальского художника-керамиста Жоржи Коласу и его влияние на реновацию архитектурного декора фигуративными плиточными панно азулежу в начале XX в. В статье рассматривается творческая биография автора и историко-культурный контекст начала XX в., обусловивший запрос на декор общественных пространств архитектурной керамикой. Научная новизна исследования заключается в анализе роли Коласу в обновлении художественного языка азулежу, а также особенностей его творческой манеры и техники. В результате исследования было установлено, что свободный доступ мастера к инвентарю фабрики керамики Сакавень в Лиссабоне, его художественное образование, а также административный запрос на выражение национальной идентичности Португалии в сюжетных композициях азулежу в совокупности привели к новому направлению в архитектурном керамическом декоре XX в. – неоромантическим фигуративным композициям азулежу в живописной манере. Новаторство Жоржи Коласу определило новый вектор развития португальской художественной плитки азулежу.

Источники

  1. Brito M. L. Moura Lopes Esteves. Estudo do fabrico e da degradação de azulejos portugueses históricos. Évora: Universidade de Évora, 2016.
  2. Calado M. R. O revestimento Cerâmico na Arquitetura em Portugal. Lisboa: Editora Estar, 1998.
  3. Emanuel C. Jorge Colaço – O pintor de Sacavém // Memórias da conferência Jorge Colaço “Jorge Colaço Conhecer, Divulgar e Preservar”. Sacavém, 2018.
  4. Fernandes E. L. P. Os painéis de azulejo da estação de S. Bento: história, contexto e iconografia: dissertação. Porto, 2010.
  5. Gago da Câmara A. T. Entre a tradição e a modernidade: a narrativa histórica na obra de Jorge Colaço (1868-1942) // Memórias da conferência Jorge Colaço “Jorge Colaço Conhecer, Divulgar e Preservar”. Sacavém, 2018.
  6. Lourenço T. B. Azulejos Artísticos de Jorge Colaço nas estações ferroviárias portuguesas // Memórias da conferência Jorge Colaço “Jorge Colaço Conhecer, Divulgar e Preservar”. Sacavém, 2018.
  7. Martins F. Azulejaria Portuense: historia e iconografia. Porto: Inapa, 2001.
  8. Mimoso J. Jorge Colaço um artista multifacenado // Estudo e caracterização das técnicas da pintura em Azulejo: International Conference “Glazed Ceramics in Architectural Heritage” Proceedings. Lisboa, 2015.
  9. Nóbrega P. Jorge Colaço. Identity and transculturality in azulejo framings // ARTISON. 2016. № 2.
  10. Paço-Vieira C. Azulejos de Collaço. Porto: Imprensa Portuguesa, 2018.
  11. Pinto de Matos M. A. Azulejos. Obras do Museu Nacional do Azulejo. P.: Éditions Chandeigne, 2009.
  12. Portela A. M., Queiroz F. Cerámicas en la arquitectura portuguesa (siglos XVI-XX) // Cualicer. 2010. Vol. 10.
  13. Simões J. M. Santos dos. A intenção decorativa do azulejo. Lisboa: Litoral, 1944.
  14. Soares M. O. Jorge Colaço, pintor de azulejos. Mundo da Arte. Separata do n. 2, 2a série. Coimbra: Ed. EPARTUR, Janeiro, 1982.
  15. Sousa J. F. A estação de Porto − a estação de S. Bento e os seus azulejos artísticos. 1896-1916. Boletim da C. P. Porto, 1966. N. 448.

Информация об авторах

Зеленская Лилия Витальевна

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 марта 2025.
  • Опубликована: 21 апреля 2025.

Ключевые слова

  • Жоржи Коласу
  • керамический архитектурный декор
  • португальский историзм
  • португальское искусство азулежу
  • Jorge Colaço
  • ceramic architectural decoration
  • Portuguese historicism
  • Portuguese azulejo art

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)