• Научная статья
  • 21 мая 2025
  • Открытый доступ

Образ животного и интонационная вариативность его художественной интерпретации в книжной графике Анатолия Заплавного

Аннотация

Статья посвящена анализу графических иллюстраций Анатолия Алексеевича Заплавного (1939-2019) к рассказам о животных из сборника «Найдёныш» (издание Новосибирского книжного издательства, 1989, сост. Ю. М. Мостков), созданных на основе произведений Бориса Житкова, Михаила Пришвина, Андрея Платонова и Николая Головина. Цель исследования – выявление интонационной вариативности художественных приёмов, используемых иллюстратором при интерпретации анималистических образов в детской прозе. Отобранные для анализа работы различаются по стилистической структуре, настроению и художественным задачам, что позволило проследить, как графические средства (линия, композиция, масштаб, контраст, ритм, а также светотеневая и тональная организация) варьируются в зависимости от литературного первоисточника. Научная новизна исследования заключается в том, что иллюстрации Анатолия Заплавного к сборнику «Найдёныш» впервые становятся предметом анализа в искусствоведческом контексте. Рассматриваются как чёрно-белые иллюстрации, выполненные в технике линейной графики, так и цветная обложка издания. Выбор иллюстраций обусловлен различием литературных задач и интонаций: от комически-эксцентрических до медитативных и драматических. В статье предложен интонационно-ориентированный подход к рассмотрению визуальной интерпретации анималистических образов, выполненный на материале книжного проекта регионального уровня. Кроме того, выявлены устойчивые связи между визуальным и вербальным кодами в построении анималистического образа. В результате исследования установлено, что иллюстратор использует не универсальные типовые приёмы, а интонационно специфичные композиционные решения, адаптируя визуальный язык к эмоциональному и философскому содержанию текста. Особенное внимание уделяется стилистической целостности издания и значимости анималистической темы в формировании художественного пространства детской книги.

Источники

  1. Герчук Ю. Я. История графики и искусства книги. М.: РИП-холдинг, 2013.
  2. Герчук Ю. Я. Советская книжная графика. М.: Знание, 1986.
  3. Герчук Ю. Я. Художественная структура книги. М.: РИП-холдинг, 2014.
  4. Дмитриева Н. А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962.
  5. Кузьмин Н. В. Штрих и слово. Л.: Художник РСФСР, 1967.
  6. Лакизенко Е. Д., Макарова Т. Л. Детская иллюстрированная книга как источник восприятия реальности: темы, образы, цветовое решение // Вестник славянских культур. 2022. № 66.
  7. Портнова И. В. Анималистический образ в отечественной детской книге XX века: культурологический аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 3 (83).
  8. Рогова А. Г. Книжки с картинками: из истории появления и развития // Мировая литература в контексте культуры. 2020. № 11 (17).
  9. Фаворский В. А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М.: Книга, 1986.
  10. Чарская-Бойко В. Ю., Иванкива М. В. Иллюстрации в детской литературе: опыт интермедиального анализа // Детские чтения. 2014. Т. 6. № 2.
  11. Чегодаева М. А. Искусство, которое было. Пути книжной графики 1936-1980. М.: Гиларт, 2014.

Информация об авторах

Кабакович Наталья Александровна

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств им. А. Д. Крячкова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 22 апреля 2025.
  • Опубликована: 21 мая 2025.

Ключевые слова

  • книжная графика
  • книжная иллюстрация
  • детская книга
  • анималистический образ
  • Анатолий Заплавный
  • Новосибирское книжное издательство
  • book graphics
  • book illustration
  • children's book
  • animalistic image
  • Anatoly Zaplavny
  • Novosibirsk Book Publishing House

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)