• Научная статья
  • 25 июня 2025
  • Открытый доступ

Монумент Победы в г. Москве: величие замысла и проблемы воплощения. От Эрнста Неизвестного к Зурабу Церетели

Аннотация

Цель исследования – обоснование основных этапов в создании монумента Победы на Поклонной горе в Москве, обобщение документальных источников, обращающих внимание на перцептивное восприятие данной темы и ее художественное воплощение в хронологической последовательности. В статье анализируются материалы, связанные с историей памятника, – от ранних дискуссий и конкурсных проектов начала 1960-х гг. до его окончательного воплощения в середине 1990-х гг. Избранный дискурс сориентирован в направлении творчества двух выдающихся скульпторов, в разные годы участвовавших в этом процессе: Эрнста Неизвестного – как одного из создателей относительно раннего проекта монумента, вызвавшего в свое время противоречивые отзывы, и Зураба Церетели – автора и руководителя окончания строительства и художественного оформления мемориального комплекса. Отдельно выделен и период середины 1970-х – 1980-х гг., когда сооружение мемориального ансамбля стало дискуссионной проблемой, что указывало на общие противоречия в монументальном жанре позднесоветского периода. Научная новизна исследования связана с тем, что в нем впервые была выстроена аналитическая перспектива эволюции образно-метафорического решения монумента Победы во взаимосвязи с последовательностью изменения факторов социокультурной актуальности. В результате исследования определено, что созданный в итоге памятник и его архитектурное окружение, во-первых, указывают на общественный консенсус в отношении форм монументализации, во-вторых, обращают внимание на феноменальность (или закономерность) их быстрого и успешного завершения в трудный для страны этап строительства нового государства. Также памятник подтверждает значимость концепции Победы в генезисе вновь обретенной и заново осмысленной национальной истории. Таким образом, центральный монумент Победы в Москве, его художественные и исторически значимые качества аккумулируют широкий спектр характеристик, представляющих потенциальные возможности для исследования современного монументализма.

Источники

  1. Ваньке А. В. Ландшафты памяти. Парк Победы на Поклонной горе в Москве // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2015. № 3.
  2. Гамлицкий А. В. Комплекс памятных стел на Поклонной горе // ДИ – Диалог искусств. 2005. № 3.
  3. Колодный Л. Е. Зураб Церетели. М.: Белый город, 2009.
  4. Матафонова Ю. К. Эрнст Неизвестный. Екатеринбург: Изд. дом «Сократ», 2013.
  5. Неизвестный Э. И. Кентавр: Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе и философии / сост. А. Леонг. М.: Изд. группа «Прогресс-Литера», 1992.
  6. Одноралов Н., Якирина Т. Восстановление Триумфальной арки в Москве // Декоративное искусство СССР. 1960. № 12.
  7. Полякова Н. И. Скульптура и пространство: проблема соотношения объема и пространственной среды. М.: Советский художник, 1982.
  8. Толстой В. П. Монументальные работы Зураба Церетели // ДИ – Диалог искусств. 2006. № 1.
  9. Турчин В. С. Монументы и города. Взаимосвязь художественных форм монументов и городской среды. М.: Советский художник, 1982.
  10. Уткин М. Реквием по… Конкурс на памятник Победы – уроки поражения // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 5.
  11. Якимович А. К. Памятник Победы: философия триумфа // Декоративное искусство СССР. 1989. № 6.
  12. Berger J. Art and revolution: Ernst Neizvestny and the role of the artist in the U.S.S.R. N. Y.: Pantheon Books, 1969.
  13. Ignatieff M. Soviet War Memorials // History Workshop. 1984. № 17. https://doi.org/10.1093/hwj/17.1.157
  14. Leong A. Centaur: the life and art of Ernst Neizvestny. Lanham: Rowman & Littlefield, 2002.
  15. Oustinova-Stjepanovic G. Monumental Names: Archival Aesthetics and the Conjuration of History in Moscow. N. Y.: Routledge, 2023.
  16. Palmer S. W. How memory was made: The construction of the Memorial to the Heroes of the Battle of Stalingrad // The Russian review. 2009. Vol. 68. № 3. https://doi.org/10.1111/j.1467-9434.2009.00530.x
  17. Schleifman N. Moscow’s Victory Park: A monumental change // History & Memory. 2001. Vol. 13. № 2. https://doi.org/10.2979/his.2001.13.2.5
  18. Tumarkin N. Story of a War Memorial // World War 2 and the Soviet people / eds. J. Garrard, C. Garrard. N. Y.: St. Martin’s Press, 1993. https://doi.org/10.1007/978-1-349-22796-9_7
  19. Widrich M. Performative Monuments: The Rematerialisation of Public Art. Manchester: Manchester University Press, 2014.
  20. Woodburn S. M. Strategic Monuments: Zurab Tsereteli’s gift sculptures to the United States in the eras of Détente, Perestroika, and Anti-Terrorism, 1979-2006 // Experiment. 2012. № 18. https://doi.org/10.1163/221173012X643134

Информация об авторах

Котломанов Александр Олегович

к. иск.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 23 мая 2025.
  • Опубликована: 25 июня 2025.

Ключевые слова

  • Монумент Победы в Москве
  • Эрнст Неизвестный
  • Зураб Церетели
  • советская скульптура
  • российская скульптура
  • монументальное искусство
  • монументальная скульптура
  • Victory Monument in Moscow
  • Ernst Neizvestny
  • Zurab Tsereteli
  • Soviet sculpture
  • Russian sculpture
  • monumental art
  • monumental sculpture

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)