• Научная статья
  • 7 июля 2025
  • Открытый доступ

Возрождение дуньхуанского танца в современной хореографии Китая

Аннотация

Изображения музыки и танца на фресках в Дуньхуане – ценное наследие древней китайской культуры. Сложность изучения дуньхуанской фресковой живописи и перенесение ее элементов на язык тела заключается в комплексном анализе танцевального творчества, которое запечатлело особенности влияния религии, а также развитие и эволюцию китайского танца в результате обмена и слияния китайской и европейской культур. Начиная со второй половины ХХ в. современные художники танца, хореографы и педагоги в Китае вновь возвращаются к истории дуньхуанских танцев. В настоящее время углубление проблематики происходит как по линии выявления связи между историческим прошлым Дуньхуана, так и в области анализа оснований мультикультурализма. Цель исследования – выявить причины и показать, в чем именно заключается специфичность этапов формирования дуньхуанского танца как явления культурной и художественной трансформации. В работе уточняется методология развития дуньхуанского танца, что составляет научную новизну исследования. Автор теоретизирует связь между образами фресок Дуньхуана и пластическим языком современного китайского танцевального театра. Впервые актуализируется важность для искусствоведения трех исторических этапов в формировании выразительных средств традиционного стиля дуньхуанского танца. Такой подход, с одной стороны, вводит новый предмет изучения визуальной реконструкции дуньхуанской хореографии, а с другой – ее сценической интеграции в балетное искусство. В поле искусствоведческого исследования впервые включен авторский перевод текстов научной, научно-популярной и художественной китайской литературы. На этом основании проведен анализ хореографических методов и подходов, которым обучал советский балетмейстер и педагог П. А. Гусев в Китае и которые применялись для создания народной танцевальной драмы «Цветами осыпан Шелковый путь». В результате в данном исследовании балет «Дуньхуан» определяется как репрезентативная форма синтеза: а) традиционного китайского искусства и б) классического балета – впервые на основе адаптации исторических свидетельств, научных и художественных подходов китайских ученых для российского искусствоведения в области хореографического образования, культуры и искусства.

Источники

  1. Афанасьева А. Б. «Диалог культур» в музыкально-хореографическом фольклоре: история и современность, социокультурные и педагогические аспекты // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2016. № 1 (42).
  2. Вихрева Н. А. История записи танца. М.: Московская государственная академия хореографии, 2014.
  3. Звягина С. Ансамбль Виртуозов (беседа) // Советский балет. 1986. № 3.
  4. Кондратьева Д. М. Символический язык пластических искусств на примере архитектурного и танцевального искусств Индии и Камбоджи // Казанский вестник молодых ученых. 2019. № 4 (12).
  5. Портнова Т. В. Историография и иконография «Русских балетных сезонов» С. Дягилева // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2011. № 1 (25).
  6. 仝妍, 尹悦. 跨文化视野下当代中国舞蹈的发展及其特征与问题. 北京舞蹈学院学报. 2022. № 6 (Тун Янь, Инь Юэ. Развитие, особенности и проблемы современного китайского танца в межкультурной перспективе // Вестник Пекинской академии танца. 2022. № 6).
  7. 刘进宝. 敦煌学通论/甘肃: 甘肃教育出版社. 2019 (Лю Цзиньбао. Общее введение в изучение Дуньхуана. Ганьсу: Ганьсуское образовательное издательство, 2019).
  8. 史展. 中国古典舞传承发展研究/北京: 北京工业大学出版社. 2023 (Ши Чжань. Исследование наследования и развития китайского классического танца. Пекин: Изд-во Пекинского технологического университета, 2023).
  9. 吴海清, 李曼, 安歌昕. 跨界舞蹈创作研究/北京: 中国电影出版社. 2017. (У Хайцин, Ли Мань, Ань Гэсинь. Исследование кросс-жанровой хореографии. Пекин: Китайское кино, 2017).
  10. 季羡林. 中国文化与东方文化/北京: 新世界出版社. 2017 (Цзи Сяньлинь. Китайская культура и культура Востока / Пекин: Новый мир, 2017).
  11. 慕羽. 润物之道, 生活. 读书. 新知三联书店有限公司. 2022 (Му Юй. Путь мягкого воздействия. Пекин: Книжный магазин Синьчжи Саньлянь, 2022).
  12. 曾湘玲, 舞学典韵 – 中国传统舞之探径/吉林: 吉林大学出版社. 2021 (Чжэн Сянлин. Усюэ дяньюнь – исследование традиционного китайского танца. Чанчунь: Изд-во Цзилиньского университета. 2021).
  13. 李承祥.良师益友–纪念古谢夫诞辰90周年. 舞蹈. 1994. № 2 (Ли Чэнсян. Отличный учитель и хороший друг. К 90-летию со дня рождения П. А. Гусева // Танец. 1994. № 2).
  14. 王复隆. 历史的记忆/敦煌文艺出版社. 2019 (Ван Фулун. Историческая память. Дуньхуан: Дуньхуанская литература и искусство, 2019).
  15. 史欣. 徐悲鸿的戏曲人物画: «天女散花图» // 爱尚美术. 2023 (Ши Синь. Изображение театральных персонажей в творчестве Сюй Бэйхуна: исследование картины «Небесная дева разбрасывает цветы» и связанных с ней вопросов // Искусство Айшань. 2023).

Информация об авторах

Фань Цзюнь

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 28 мая 2025.
  • Опубликована: 7 июля 2025.

Ключевые слова

  • Дуньхуан
  • дуньхуанский танец
  • китайский классический балет
  • «Цветами осыпан Шелковый путь»
  • балет «Дуньхуан»
  • Dunhuang
  • Dunhuang dance
  • Chinese classical ballet
  • "Silk Road, Flowers Rain"
  • ballet "Dunhuang."

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)