Two Types of a Musical-Creative Process – Two Forms of a Musical Composition
Abstract
The study aims to show the interaction of the external and internal forms of a musical work as purely musical and conceptual logos structures using the example of V. G. Korolevsky’s First String Quartet. The paper analyses the scientific state of the problem of musical-creative thinking, sheds light on the issue of coexistence and interaction of musical and conceptual thinking in a composer’s creative process, which leave their formbuilding trace in the sound matter of a musical work, these spheres of formbuilding are differentiated into external and internal forms, i.e. the focus of the objective (universal) and subjective (personal) meaning, as well as their fundamental difference is determined. Scientific novelty lies in the approach to the analysis of V. G. Korolevsky’s First String Quartet from the position of the internal form, the starting point of which is the paradigmatic structure of the typical content, or the objective meaning, its ending point is the form of meaning. As a result, it has been found that the form uniting Korolevsky’s Quartet on the inside is a labyrinth branching into two intonational directions, represented by the themes of the chorale and fugue, with a fairly clearly marked fork point – the theme of the cross.
References
- Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Речь, 2003.
- Адамян А. А. Художественное мышление // Адамян А. А. Статьи об искусстве / предисл. и общ. ред. В. Ф. Асмуса. М.: Музгиз, 1961.
- Акопян Л. О. Музыка как отражение человеческой целостности // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / ред.-сост. М. Г. Арановский. Изд-е 3-е. М.: ЛИБРОКОМ, 2014.
- Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика). СПб.: ДНК, 2000.
- Амрахова А. А. Когнитивные аспекты интерпретации современной музыки (на примере творчества азербайджанских композиторов). Баку: Элм, 2004.
- Арановский М. Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления: сборник статей / сост. и ред. М. Г. Арановского. М.: Музыка, 1974.
- Арановский М. Г. Структура музыкальных жанров и современная ситуация в музыке // Музыкальный современник: сборник статей. М.: Сов. композитор, 1987. Вып 6.
- Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства: в 2-х т. М., 1994. Т. 2.
- Бурьянек И. К историческому развитию теории музыкального мышления // Проблемы музыкального мышления: сборник статей / сост. и ред. М. Г. Арановского. М.: Музыка, 1974.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд-е 5-е, испр. М.: Лабиринт, 1999.
- Гарипова Н. М. Личностный смысл и механизмы его постижения и объективации в искусстве // Вестник Московского университета. Серия 7. 2012. № 4.
- Гачев Г. Д. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. М.: Искусство, 1972.
- Гладкова М. П. Диалектика постижения смысла музыки: автореф. дисс. … к. филос. н. Тюмень, 2005.
- Гусева Е. С. Бинарность как феномен смыслообразования в музыке (на примере сочинений Г. Уствольской и Ю. Шибанова): автореф. дисс. … к. иск. Новосибирск, 2016.
- Делёз Ж. Логика смысла // Делёз Ж., Фуко. М. Логика смысла; Theatrum philosophicum / пер. с фр. М. – Екатеринбург: Раритет; Деловая книга, 1998.
- Зедльмайр Г. Искусство и истина: теория и метод истории искусства / пер. с нем. Ю. Н. Попова; послесл. В. В. Бибихина. СПб.: Axiõma, 2000.
- Зинченко В. П. Сознание и творческий акт. М.: Языки славянских культур, 2010.
- Иванов Е. М. Об онтологии смысла // Известия Саратовского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2010. Т. 10. Вып. 3.
- Казанцева Л. П. Музыкальное содержание в контексте культуры: учебное пособие. Астрахань: Волга, 2009.
- Коляденко Н. П. Синестетичность музыкально-художественного сознания: дисс. … д. иск. Новосибирск, 2006.
- Кривошей И. М. Когнитивная философия русского романса: автореф. дисс. … д. иск. Саратов, 2016.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность // Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1983. Т. II.
- Луначарский А. В. В мире музыки: статьи и речи / сост., ред. и коммент. Г. Б. Бернандта и И. А. Саца; предисл. И. А. Саца. Изд-е 2-е., доп. М.: Сов. композитор, 1971.
- Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки. Изд-е 2-е, доп. М.: Советский композитор, 1991.
- Назайкинский Е. В. О предметности музыкальной мысли // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / ред.-сост. М. Г. Арановский. Изд-е 3-е. М.: ЛИБРОКОМ, 2014.
- Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: учебное пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2003.
- Раппопорт С. Х. Искусство и эмоции. Изд-е 2-е, доп. М.: Музыка, 1972.
- Раппопорт С. Х. О природе художественного мышления // Эстетические очерки / сост. и общ. ред. С. Х. Раппопорта. М.: Музыка, 1967. Вып. 2.
- Севостьянова Л. В. Слово музыковеда (Предисловие) // Королевский В. Г., Мишле В. С., Полозов С. П. Сочинения для струнного квартета. Саратов: Изд-во Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, 2012.
- Соколов О. В. Морфологическая система музыки и её художественные жанры. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 1994.
- Сохор А. Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления: сборник статей / сост. и ред. М. Г. Арановского. М.: Музыка, 1974.
- Сохор А. Н. Теория музыкальных жанров. Задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров / сост. Л. Раппопорт; общ. ред. А. Сохора, Ю. Холопова. М.: Музыка, 1971.
- Тараева Г. Р. Семантика музыкального языка: конвенции, традиции, интерпретации: автореф. дисс. … д. иск. Ростов н/Д, 2013.
- Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. и примеч. В. В. Бибихина. Изд-е 2-е, испр. СПб.: Наука, 2002.
- Цуккерман В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М.: Музыка, 1964.
- Чередниченко Т. В. Форма и структура в искусстве звука и слова // Новый мир. 2001. № 10.
- Шпет Г. Г. Внутренняя форма слова (Этюды и вариации на темы Гумбольдта). М.: Изд-во Государственной академии художественных наук, 1927.
- Щедровицкий Г. П. Избранные труды: в 7-ми ч. 1974. Ч. V. Знак. Значение. Смысл. Смысл и значение. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/3961/3995
Author information
About this article
Publication history
- Received: January 4, 2023.
- Published: March 30, 2023.
Keywords
- музыкально-творческий процесс
- форма музыкального произведения
- музыкальное мышление
- понятийное мышление
- объектно-субъектная целостность музыкально-художественного замысла
- musical-creative process
- form of a musical composition
- musical thinking
- conceptual thinking
- objective-subjective integrity of musical-artistic intention
Copyright
© 2023 The Author(s)
© 2023 Gramota Publishing, LLC