• Научная статья
  • 27 декабря 2021
  • Открытый доступ

Одна из страниц клавирной музыки Германии XVII века

Аннотация

Цель исследования заключается в суммировании важнейших явлений, которые могут дать общее представление о хронологической последовательности становления клавирных жанров и форм добаховской поры, о персоналиях выдающихся композиторов-клавиристов, о пересечении различных национальных стилей в их наследии. Данная статья носит обзорный характер. Научая новизна исследования заключается в обосновании того, что творчество Иоганна Якоба Фробергера (1616-1667) отличается разнонациональным характером, который ему удалось совместить с элементами немецкого музыкального языка. В результате в статье охарактеризовано музыкальное творчество одаренных немецких композиторов и исполнителей музыки для клавишно-струнных инструментов XVII века; описаны особенности клавирного наследия Иоганна Якоба Фробергера и его влияния на музыкальное творчество современников; определены основные черты немецкой клавирной музыки XVIII века.

Источники

  1. Блажевич М., Ушаков Д. Ключи к «Гексахорду» // Opera musicologica. 2011. №3-4.
  2. Гандилян С. С. Иоганн Якоб Фробергер и его клавирная музыка: автореф. дисс. … к. искусствоведения. М., 2012.
  3. Друскин М. С. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI-XVIII веков // Друскин М. С. Собрание сочинений: в 7 т. СПб., 2007. Т. I.
  4. Захарова О. И. Риторика и западноевропейская музыка XVII – первой половины XVIII в.: принципы, приемы. М., 1983.
  5. Зенаишвили Т. А. Артикуляция в органных сочинениях И. Пахельбеля // Проблемы стиля и интерпретации музыки Барокко. М., 2001. Сборник 32.
  6. Зенаишвили Т. А. К истории старинных клавишных инструментов: особенности клавикорда эпохи Иоганна Пахельбеля // Научный вестник Московской консерватории. 2012. № 2.
  7. Зенаишвили Т., Воинова М., Кривицкая Е., Филиппова О. Из истории мировой органной культуры XVI-X веков. Изд. 2-ое, доп. и испр. М., 2008.
  8. Остроумова Н. Иоганн Кунау. Жизнь и творчество музыканта эпохи Барокко. М., 2003.
  9. Apel W. The history of keyboard music to 1700. Bloomington, 1972.
  10. Dunlop A. J. The Life and Works of Gottlieb Muffat (1690-1770): Part I: A Documentary Biography. Hollitzer, 2013.
  11. Koster J. Harpsichord, §2: The Renaissance (ii) Northern Europe // New Grove Dictionary of Music and Musicians, 2001.
  12. Caldwell J. Keyboard music, §I: Keyboard music to c1750 // New Grove Dictionary of Music and Musicians, 2001.
  13. Scott H. Froberger, Johann Jacob // New Grove Dictionary of Music and Musicians, 2001.
  14. Riedel F.W., Wollenberg S. Poglietti, Alessandro // New Grove Dictionary of Music and Musicians, 2001.

Информация об авторах

Белецкая Ольга Александровна

к. иск., доц.

Московский педагогический государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 25 октября 2021.
  • Опубликована: 27 декабря 2021.

Ключевые слова

  • немецкая клавирная музыка
  • клавирное наследие И. Я. Фробергера
  • клавирные жанры
  • клавишно-струнные инструменты XVII века
  • German keyboard music
  • keyboard genres
  • J. J. Froberger’s keyboard heritage
  • stringed keyboard instruments of the XVII century

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)