• Научная статья
  • 27 декабря 2021
  • Открытый доступ

Советская музыка кино. Второе поколение – композиторы-шестидесятники

Аннотация

В статье предпринята попытка аналитического рассмотрения результатов деятельности поколения композиторов-шестидесятников в кинематографе. Цель исследования – выявить специфику советской школы музыки кино, ядро которой составляли наиболее яркие и неординарные представители отечественного музыкального авангарда, достигшие известности и мирового признания в различных сферах академической и экспериментальной музыки послевоенного периода. Научная новизна заключается в осмыслении, как в каждом конкретном случае, так и в общих закономерностях, степени взаимовлияния кинематографа, ориентированного на восприятие массовой аудитории, с одной стороны, и проявлений творческой индивидуальности композиторов – с другой. В результате исследования автор приходит к выводу, что благодаря эффективной творческой деятельности композиторов-шестидесятников на несколько лет была сохранена традиция сотрудничества отечественных кинематографистов с наиболее талантливыми и высокопрофессиональными музыкантами, что не позволило советской школе музыки кино опуститься до уровня стандартизированного нарративного звукового сопровождения.

Источники

  1. Баева А. А. Кинематографические обертоны в творчестве Н. Каретникова: музыка фильма «Легенда о Тиле» // Театр. Живопись. Кино. Музыка: ежеквартальный альманах ГИТИС. 2020. № 3.
  2. Болтянский Г. М. Ленин и кино. М. – Л.: Гос. изд-во, 1925.
  3. Каретников Н. Темы с вариациями. М.: Союз кинематографистов СССР. Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр», 1990.
  4. Мирошкина А. Ф. Киномузыка Альфреда Шнитке: опыт исследования. Оренбург: Изд-во ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей, 2020.
  5. Никифорова Е. Балет «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» Н. Н. Каретникова в контексте европейской культурной традиции // Научный вестник Московской консерватории. 2020. № 3 (42).
  6. Петров А., Колесникова Н. Диалог о киномузыке. М.: Искусство, 1982.
  7. Савенко С. И. Музыка Арво Пярта в пересечении искусств // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2019. № 2 (52).
  8. Селицкий А. Я. Николай Каретников: выбор судьбы: исследование. Ростов-на-Дону: Книга, 1997.
  9. Таривердиев М. Я просто живу: автобиография. М.: Вагриус, 1997.
  10. Шнитке А. О музыке, своей работе и о себе // Музыкальная жизнь. 1990. № 8.

Информация об авторах

Егорова Татьяна Константиновна

д. иск.

Российский институт театрального искусства (ГИТИС), г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 ноября 2021.
  • Опубликована: 27 декабря 2021.

Ключевые слова

  • советская школа музыки кино
  • кинематограф «оттепельного» периода
  • Н. Каретников
  • В. Овчинников
  • М. Таривердиев
  • Э. Артемьев
  • А. Петров
  • А. Пярт
  • Soviet school of cinema music
  • cinema of the “thaw” period
  • N. Karetnikov
  • V. Ovchinnikov
  • M. Tariverdiev
  • E. Artemyev
  • A. Petrov
  • A. Pyart

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)