• Научная статья
  • 30 июля 2022
  • Открытый доступ

Советская символика и использование венгерского языка в трех венгерских художественных фильмах начала 1950-х годов

Аннотация

Цель статьи – раскрыть использование советской символики в венгерских художественных фильмах начала 1950-х годов. На примере фильмов “Civil a pályán” (Новички на стадионе, 1951), “Becsület és dicsőség” (Честь и слава, 1951) и “Dalolva szép az élet” (Пение делает жизнь прекрасной, 1950) в работе анализируются детали кинокартин, имеющие какое-либо отношение к Советскому Союзу (внутренние и внешние пространства; одежда героев; другие предметы, не относящиеся к декору; отсылки в речи персонажей и песнях; гость из СССР; другие аспекты, связанные с повседневной жизнью). Автор выявляет обращения, используемые героями художественных фильмов, указывающие на то, какие отношения существуют между различными группами героев (коммунистические лидеры, рабочие, вредители). Научная новизна исследования заключается в доказательстве того, что в анализируемых фильмах проявляется сильное советское влияние, так как обнаруживается не только визуальная советская символика, но и отсылки в речи героев и даже появление персонажа – рабочего из СССР. Полученные результаты показали, что обращения, используемые в рассматриваемых художественных фильмах, помогают четко определить изображаемую общественную иерархию, подчеркивая важность сообщества работников и отражая осознание коллективизма.

Источники

  1. Braun F. Terms of Address. Berlin: Mouton de Gruyter, 1988.
  2. Domonkosi Á. Megszólítások és beszédpartnerre utaló elemek nyelvhasználatunkban. Debrecen: Debreceni Egyetem Magyar Nyelvtudományi Intézet, 2002.
  3. Gervai A. Hét szűk esztendő // Filmvilág. 2014. № 2.
  4. Guszkova A. A társadalmi kapcsolatteremtés eszközei a mai magyar nyelvben. Nyelvtudományi Értekezések 106. Budapest: Akadémiai Kiadó, 1981.
  5. Ladó J. Köszönés és megszólítás napjainkban II // Magyar Nyelvőr. 1959. № 83 (1).
  6. Lányi A. Százezrek fénylő arcára kiül a jogos nemzeti büszkeség. 1990. URL: http://epa.oszk.hu/01000/01050/00138/pdf/EPA01050_holmi_1990-03_291-297.pdf
  7. Pólik J. Az elrabolt emlékezet: A Rákosi-korszak történelmi filmjei // Az emlékezet / szerk. S. Laczkó. Szeged: Magyar Filozófiai Társaság, Pro Philosophia Szegediensi Alapítvány, Státus Kiadó, 2017.
  8. Pólik J. Elveszett illúziók: A magyar politikai film korszakai // A hazugság / szerk. S. Laczkó. Szeged: Pro Philosophia Szegediensi Alapítvány Magyar Filozófiai Társaság, Státus Kiadó, 2014.
  9. Reményi A. Á. Nyelvhasználat és hierarchia: Munkahelyi csoportok megszólítási rendszerének diádikus elemzése // Szociológiai Szemle. 2000. № 3.
  10. Szilágyi G. Tűzkeresztség. Budapest: Magyar Filmintézet, 1992.

Информация об авторах

Акос Гочал

Печский университет, Венгрия

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 июня 2022.
  • Опубликована: 30 июля 2022.

Ключевые слова

  • венгерский кинематограф
  • венгерские художественные фильмы начала 1950-х годов
  • советская символика
  • обращения
  • период схематизма в кино
  • Hungarian cinema
  • Hungarian feature films of the 1950s
  • Soviet symbols
  • forms of address
  • period of schematism in cinema

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)