• Научная статья
  • 30 октября 2022
  • Открытый доступ

Философия Сергея Прокофьева

Аннотация

Целью данной статьи является представление философии Сергея Прокофьева не только как концентрации его творческого опыта, но и как результата глубокого изучения трудов великих философов – И. Канта и А. Шопенгауэра. Прокофьев различает в своем творчестве априорную философию музыки и апостериорную. Первая представлена мыслями о музыке (творческой волей); вторая – собственно музыкальными произведениями (творческими представлениями). Научная новизна исследования заключается в рассмотрении кантовских антиномий чистого разума как системы жизненных и творческих координат Прокофьева. Так, симфоническое творчество композитора складывается как цепь бинарных структур, представляющих собой смысловые антиномии, противоположные суждения о реальности, соотнесенные между собой как «тезис» и «антитезис». В результате исследования автор приходит к выводу, что симфонии Прокофьева, связанные попарно, запечатлевают историю первой половины ХХ века как трагический разлом мира между силами добра и зла, созидания и разрушения, свободы и жестокой необходимости.

Источники

  1. Бердяев Н. А. Новое Средневековье // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2-х т. М.: Искусство, 1994. Т. 1.
  2. Вишневецкий И. Г. Сергей Прокофьев. М.: Мол. гвардия, 2009.
  3. Вишневская Г. П. Галина. История жизни. М. – Алматы: Горизонт; Паритет; Социнвест, 1993.
  4. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Собрание сочинений: в 8-ми т. М.: Чоро, 1984. Т. 3.
  5. Кондаков И. В. Трагическое в советской музыке: С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Шнитке // Русская антропологическая школа: труды. М.: РГГУ, 2010. Вып. 7.
  6. Крейнина Ю. О философских интересах Прокофьева: от футуризма и Шопенгауэра к идеям «Христианской науки» // Сто лет русского авангарда: сборник статей / ред.-сост. М. И. Катунян. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2013.
  7. Мендельсон-Прокофьева М. А. О Сергее Сергеевиче Прокофьеве. Воспоминания. Дневники. 1938-1967. М.: Композитор, 2012.
  8. Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Сов. композитор, 1973.
  9. Прокофьев С. С. Автобиография (краткая) // С. С. Прокофьев: Материалы. Документы. Воспоминания. 2-е изд. М.: Музгиз, 1961.
  10. Прокофьев С. С. Автобиография. 2-е изд. М.: Сов. Композитор, 1982.
  11. Прокофьев С. Дневник 1907-1918 (часть первая). Париж, 2002.
  12. Прокофьев С. Дневник 1919-1933 (часть вторая). Париж, 2002.
  13. Слонимский С. Симфонии Прокофьева. Опыт исследования. М. – Л., 1964.
  14. Тараканов М. Стиль симфоний Прокофьева: исследование. М.: Музыка, 1968.
  15. Фишер К. История новой философии. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. Т. V. Иммануил Кант и его учение. Ч. 2.
  16. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Терра – Книжный клуб; Республика, 1999. Т. 1.

Информация об авторах

Кондаков Игорь Вадимович

д. филос. н., к. филол. н., проф.

Российский государственный гуманитарный университет; Государственный институт искусствознания, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 сентября 2022.
  • Опубликована: 30 октября 2022.

Ключевые слова

  • философия музыки
  • С. Прокофьев
  • И. Кант
  • А. Шопенгауэр
  • бинарные макроструктуры музыки
  • philosophy of music
  • S. Prokofiev
  • I. Kant
  • A. Schopenhauer
  • binary macrostructures of music

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)