• Научная статья
  • 30 октября 2022
  • Открытый доступ

Камерно-вокальное творчество Йозефа Гайдна. Часть 1

Аннотация

Цель исследования – установить соотношение вокальных и инструментальных факторов в музыке Гайдна, которое всё ещё остаётся сложной, малоисследованной проблемой. Естественно, что представления отечественных и зарубежных исследователей о творчестве композитора расширяются, дополняются новыми данными, становятся богаче. В статье проанализировано историческое значение творчества Й. Гайдна в ХХI столетии, которое определяется не только лишь новаторством в создании сонатно-симфонических форм и в формировании основных классических жанров симфонии, концерта для инструмента с оркестром, квартета, сонаты. Значительный вклад выдающийся композитор внёс также в развитие инструментального трио, оперы, австро-немецкой Lied – данное обоснование и составило научную новизну представленного исследования. В результате сделан вывод о том, что возросший интерес современных исследователей к малоизученным страницам творческого наследия композитора свидетельствует о переосмыслении роли этих жанров в эволюции мирового музыкального искусства. При этом незаслуженно забытые произведения великого мастера зачастую по глубине выразительности и оригинальности средств композиции не уступают и даже соперничают с общепризнанными сочинениями композитора.

Источники

  1. Альшванг А. Йозеф Гайдн // Альшванг А. Избранные сочинения. М.: Музыка, 1965. Т. 2.
  2. Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Очерк жизни и творчества. М.: Музыка, 1966.
  3. Асафьев Б. Евгений Онегин: лирические сцены П. И. Чайковского. М-Л., 1944.
  4. Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература. 1975.
  5. Демченко А. Йозеф Гайдн. Саратов: Научная книга, 2007.
  6. Кремлев Ю. Йозеф Гайдн. Очерк жизни и творчества / Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. М.: Музыка, 1972.
  7. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: учеб. для теорет.-композит. фак. муз. вузов: в 2 т. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Музыка, 1983. Т. 2: XVIII век.
  8. Серов А. Музыкальная хроника // Серов А. Критические статьи. М.: Музыка, 1980. Т. 1.
  9. Стачинский В. Феномен парадоксальной двойственности в музыке и других видах искусства: к проблеме специфики художественного содержания: автореф. дисс. … канд. иск. М., 1993.
  10. Haydn J. English Canzonettas // J. Haydn, pef. soprano – Adrienne Csencery. Annotaishen Udit Peteri. Hangary, 1982.
  11. Moser H. Mozart als Liederkomponist / Österreichische Musikzeitschrift. 1956. 11. Jahrgang. Helf 3. März.

Информация об авторах

Тарасов Сергей Васильевич

к. иск., доцент

Астраханская государственная консерватория

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 30 августа 2022.
  • Опубликована: 30 октября 2022.

Ключевые слова

  • камерно-вокальное творчество
  • Йозеф Гайдн
  • создание сонатно-симфонических форм
  • развитие инструментального трио
  • опера
  • австро-немецкая Lied
  • эволюция мирового музыкального искусства
  • chamber and vocal creativity work
  • Joseph Haydn
  • creation of sonata-symphonic form
  • instrumental trio development
  • opera
  • the Austro-German Lied
  • evolution of world musical art

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)