Камерно-вокальное творчество Йозефа Гайдна. Часть 1
Аннотация
Цель исследования – установить соотношение вокальных и инструментальных факторов в музыке Гайдна, которое всё ещё остаётся сложной, малоисследованной проблемой. Естественно, что представления отечественных и зарубежных исследователей о творчестве композитора расширяются, дополняются новыми данными, становятся богаче. В статье проанализировано историческое значение творчества Й. Гайдна в ХХI столетии, которое определяется не только лишь новаторством в создании сонатно-симфонических форм и в формировании основных классических жанров симфонии, концерта для инструмента с оркестром, квартета, сонаты. Значительный вклад выдающийся композитор внёс также в развитие инструментального трио, оперы, австро-немецкой Lied – данное обоснование и составило научную новизну представленного исследования. В результате сделан вывод о том, что возросший интерес современных исследователей к малоизученным страницам творческого наследия композитора свидетельствует о переосмыслении роли этих жанров в эволюции мирового музыкального искусства. При этом незаслуженно забытые произведения великого мастера зачастую по глубине выразительности и оригинальности средств композиции не уступают и даже соперничают с общепризнанными сочинениями композитора.
Источники
- Альшванг А. Йозеф Гайдн // Альшванг А. Избранные сочинения. М.: Музыка, 1965. Т. 2.
- Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Очерк жизни и творчества. М.: Музыка, 1966.
- Асафьев Б. Евгений Онегин: лирические сцены П. И. Чайковского. М-Л., 1944.
- Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература. 1975.
- Демченко А. Йозеф Гайдн. Саратов: Научная книга, 2007.
- Кремлев Ю. Йозеф Гайдн. Очерк жизни и творчества / Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. М.: Музыка, 1972.
- Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: учеб. для теорет.-композит. фак. муз. вузов: в 2 т. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Музыка, 1983. Т. 2: XVIII век.
- Серов А. Музыкальная хроника // Серов А. Критические статьи. М.: Музыка, 1980. Т. 1.
- Стачинский В. Феномен парадоксальной двойственности в музыке и других видах искусства: к проблеме специфики художественного содержания: автореф. дисс. … канд. иск. М., 1993.
- Haydn J. English Canzonettas // J. Haydn, pef. soprano – Adrienne Csencery. Annotaishen Udit Peteri. Hangary, 1982.
- Moser H. Mozart als Liederkomponist / Österreichische Musikzeitschrift. 1956. 11. Jahrgang. Helf 3. März.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 30 августа 2022.
- Опубликована: 30 октября 2022.
Ключевые слова
- камерно-вокальное творчество
- Йозеф Гайдн
- создание сонатно-симфонических форм
- развитие инструментального трио
- опера
- австро-немецкая Lied
- эволюция мирового музыкального искусства
- chamber and vocal creativity work
- Joseph Haydn
- creation of sonata-symphonic form
- instrumental trio development
- opera
- the Austro-German Lied
- evolution of world musical art
Copyright
© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»