• Научная статья
  • 10 января 2023
  • Открытый доступ

Таджикская национальная композиторская школа: этап восстановления и определения путей развития

Аннотация

Цель исследования – осмысление причинно-следственных связей и формулировка выводов о перспективах развития таджикской национальной композиторской школы. В настоящей статье представлен сложнейший этап в истории таджикской национальной композиторской школы, который был обусловлен преимущественно внешними по отношению к ней обстоятельствами – попаданием в эпицентр потрясений, охвативших постсоветское культурное пространство в конце ХХ столетия. Определено, что для развития системы таджикской национальной музыкальной культуры, необходим баланс двух типов музыкального профессионализма – устного (традиционного) и письменного (композиторского). В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что для обеспечения полноценного функционирования таджикской национальной композиторской школы необходимо развивать несколько направлений в ее деятельности: демократические жанры (песенный, эстрадный, музыкально-драматический), сочинения для оркестра народных инструментов, академическую музыку. Выявлены основные черты монгольской музыкальной драмы: непосредственная преемственность в сфере национальных традиций, связанных со сценическим искусством; опора на народную песенностъ; расположение на границе двух типов музыкального мышления – монодийного и многоголосного.

Источники

  1. Дрожжина М. Н. Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкальной культуры ХХ века. Новосибирск, 2004.
  2. Дрожжина М. Н. Сосуществование двух типов музыкального профессионализма как фактор стабильности современной неевропейской культуры // Глобализация и справедливость. М., РУДН, 2007.
  3. Дрожжина М. Н. Композиторская школа в контексте музыкальной культуры Таджикистана (вопросы истории и теории) // История и теория искусств таджикского народа. Душанбе: Дониш, 2018.
  4. Дрожжина М. Н. Музыкальная драма как универсальный самодостаточный феномен в творчестве композиторов восточных школ // Музыка народов мира: проблемы изучения: Материалы VIII Междунар. науч. конф. «Музыка народов мира. Проблемы изучения: сохранение культурного наследия», посв. 150-летию со дня рождения А. В. Затаевича (Москва, 11-12 октября 2019 года) / ред.-сост. В. Н. Юнусова, А. В. Харуто, В. Е. Недлина. Алматы: Казахская нац. консерватория им. Курмангазы, 2020.
  5. Кабилова Б. Т. История композиторского творчества в Таджикистане. Душанбе: Дониш, 2008.
  6. Композиторы и музыковеды Таджикистана. Душанбе, 2010.
  7. Назарова Л. Музыкальная культура Таджикистана ХХ – начала ХХI столетий (тенденции, проблемы). Душанбе, 2009.
  8. Панфилова В. Музыка гражданской войны // Независимая газета. 1999. 10 декабря.
  9. Розикова Ш. Некоторые вопросы истории становления музыкальной редакции таджикского радио (1930-1991 годы) // Фарханг ва санъат. 2019. № 2. С. 73-80.
  10. Хасанова М. Музыкальная жизнь Таджикистана в конце XX – начале XXI века: дис….канд. исторических наук. Душанбе, 2018.
  11. Bell D. The cultural contradictions of capitalism. N.-Y., 1976.
  12. Tunstall J. The Media Are American: Anglo-American media in the world. London: Constable Pub., 1977.
  13. Wallis R., Malm K. The International Music Industry and Transcultural Communication // II Popular Music' and Communication. Newbury Park, 1987.

Информация об авторах

Дрожжина Марина Николаевна

д. иск., проф.

Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 28 ноября 2022.
  • Опубликована: 10 января 2023.

Ключевые слова

  • таджикская национальная композиторская школа
  • музыкальный профессионализм
  • демократические музыкальные жанры
  • академическая музыка
  • монгольская музыкальная драма
  • Tajik national composer school
  • musical professionalism
  • democratic musical genres
  • academic music
  • Mongolian musical drama

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)