Таджикская национальная композиторская школа: этап восстановления и определения путей развития
Аннотация
Цель исследования – осмысление причинно-следственных связей и формулировка выводов о перспективах развития таджикской национальной композиторской школы. В настоящей статье представлен сложнейший этап в истории таджикской национальной композиторской школы, который был обусловлен преимущественно внешними по отношению к ней обстоятельствами – попаданием в эпицентр потрясений, охвативших постсоветское культурное пространство в конце ХХ столетия. Определено, что для развития системы таджикской национальной музыкальной культуры, необходим баланс двух типов музыкального профессионализма – устного (традиционного) и письменного (композиторского). В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что для обеспечения полноценного функционирования таджикской национальной композиторской школы необходимо развивать несколько направлений в ее деятельности: демократические жанры (песенный, эстрадный, музыкально-драматический), сочинения для оркестра народных инструментов, академическую музыку. Выявлены основные черты монгольской музыкальной драмы: непосредственная преемственность в сфере национальных традиций, связанных со сценическим искусством; опора на народную песенностъ; расположение на границе двух типов музыкального мышления – монодийного и многоголосного.
Источники
- Дрожжина М. Н. Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкальной культуры ХХ века. Новосибирск, 2004.
- Дрожжина М. Н. Сосуществование двух типов музыкального профессионализма как фактор стабильности современной неевропейской культуры // Глобализация и справедливость. М., РУДН, 2007.
- Дрожжина М. Н. Композиторская школа в контексте музыкальной культуры Таджикистана (вопросы истории и теории) // История и теория искусств таджикского народа. Душанбе: Дониш, 2018.
- Дрожжина М. Н. Музыкальная драма как универсальный самодостаточный феномен в творчестве композиторов восточных школ // Музыка народов мира: проблемы изучения: Материалы VIII Междунар. науч. конф. «Музыка народов мира. Проблемы изучения: сохранение культурного наследия», посв. 150-летию со дня рождения А. В. Затаевича (Москва, 11-12 октября 2019 года) / ред.-сост. В. Н. Юнусова, А. В. Харуто, В. Е. Недлина. Алматы: Казахская нац. консерватория им. Курмангазы, 2020.
- Кабилова Б. Т. История композиторского творчества в Таджикистане. Душанбе: Дониш, 2008.
- Композиторы и музыковеды Таджикистана. Душанбе, 2010.
- Назарова Л. Музыкальная культура Таджикистана ХХ – начала ХХI столетий (тенденции, проблемы). Душанбе, 2009.
- Панфилова В. Музыка гражданской войны // Независимая газета. 1999. 10 декабря.
- Розикова Ш. Некоторые вопросы истории становления музыкальной редакции таджикского радио (1930-1991 годы) // Фарханг ва санъат. 2019. № 2. С. 73-80.
- Хасанова М. Музыкальная жизнь Таджикистана в конце XX – начале XXI века: дис….канд. исторических наук. Душанбе, 2018.
- Bell D. The cultural contradictions of capitalism. N.-Y., 1976.
- Tunstall J. The Media Are American: Anglo-American media in the world. London: Constable Pub., 1977.
- Wallis R., Malm K. The International Music Industry and Transcultural Communication // II Popular Music' and Communication. Newbury Park, 1987.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 28 ноября 2022.
- Опубликована: 10 января 2023.
Ключевые слова
- таджикская национальная композиторская школа
- музыкальный профессионализм
- демократические музыкальные жанры
- академическая музыка
- монгольская музыкальная драма
- Tajik national composer school
- musical professionalism
- democratic musical genres
- academic music
- Mongolian musical drama
Copyright
© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»