• Научная статья
  • 10 января 2023
  • Открытый доступ

Синтез искусств как метод развития художественного восприятия: практический аспект

Аннотация

Цель исследования – обосновать, что синтез видов искусств обогащает и углубляет познавательные, воспитательные и развивающие возможности искусства в процессе изучения художественных произведений. В статье - определены специфические характеристики уроков музыки и роль восприятия как психологического аспекта в художественно-формотворческом процессе; представлены основополагающие аспекты в организации восприятия произведений искусства на уроке музыки; рассмотрены отдельные методы, обеспечивающие удовлетворение потребностей в эмоциональном контакте и фантазировании, интереса и эффекта новизны, что ведет к мобилизации творческих усилий на уроках музыки. Научная новизна исследования состоит в доказательстве того, что художественно-формотворческий процесс базируется на синтезе понятий «эмоция-идея» / «идея-эмоция». В результате исследования разработаны и внедрены на практике полихудожественные методы по восприятию произведений различных видов искусства: озвучивание произведений живописи, скульптуры, архитектуры на основе общности эмоции-идеи; объединение произведений разных видов искусства на основе стилевого родства; постижение глубины понимания художественного образа.

Источники

  1. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещений, 1983.
  2. Cтукалова О. В. Развитие современной системы художественного образования в России: проблемы и перспективы // Инновационные тенденции интеграции и гуманитаризации образования: матер. всеросс. конф. «Интеграция как условие гуманитаризации современного образования: Юсовские чтения» (г. Москва, 11-13 ноября 2014 г.) / ред.-сост. О. И. Радомская. М. : ФГБНУ ИХОиК РАО, 2015.
  3. Кабкова Е. П. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей. М.: Просвещение, 2009.
  4. Константинова М. Н., Михалева А. Б. Психология эмоциональных состояний // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-1. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15325
  5. Кузин В. С. Психология. М.: Высшая школа, 1974.
  6. Марченко Е. М. К проблеме адекватного восприятия произведений разных видов искусства учащимися младшего школьного и подросткового возраста // Педагогика искусства. 2008. № 3. URL: http://old.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3-2008/marchenko_24_08_2008.htm
  7. Пророкова С. А. Исаак Ильич Левитан. К.: Радянська школа, 1990.
  8. Неменский Б. М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1987.
  9. Рерих Н. К. Держава света. Священный дозор. Рига: Виеда, 1992.
  10. Савенкова Л. Г. Педагогические условия интегрированного освоения изобразительного искусства в общеобразовательной школе: дисс. … д. пед. н. М., 2001.
  11. Шулева Е. И. Диагностика уровня эстетической воспитанности ребенка в учреждении дополнительного образования // Взаимодействие нравственного и эстетического воспитания в системе работы центра дополнительного образования детей: сб. матер. VIII науч.-практ. конф. Правобереж. центра доп. образования для детей / отв. ред. А. Г. Недосекина. Магнитогорск, 2004.
  12. Шулева Е. И., Кузнецова О. А. Эстетическое восприятие и художественное восприятие: независимость или зависимость? // Мир науки. Социология, филология, культурология. Магнитогорск, 2017. Т. 8. № 4.
  13. Юсов Б. П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / под общ. ред. Б. П. Юсова. Луганск: Лугань, 1995.

Информация об авторах

Минасян Наталья Григорьевна

к. пед. н., доц.

Донецкий национальный университет; Новоамвросиевская школа, Донецкая народная республика

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 ноября 2022.
  • Опубликована: 10 января 2023.

Ключевые слова

  • развитие художественного восприятия
  • изучение художественных произведений
  • уроки музыки
  • полихудожественные методы обучения
  • художественно-формотворческий процесс
  • artistic perception development
  • study of works of art
  • music lessons
  • poly-artistic teaching methods
  • artistic and formative process

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)