• Научная статья
  • 10 января 2023
  • Открытый доступ

Музыкальное образование в России: истоки, идеи, особенности развития

Аннотация

Цель данного исследования – обосновать, что такие особенности, как интенсивность возникновения продуктивных идей музыкального воспитания личности, развития различных видов музыкальной деятельности (например, появление детских театров, развитие детского музыкального творчества и т.д.), направленность на создание социальных институтов, обеспечивающих соответствующий музыкально-образовательный уровень, являются показательными для российской музыкально-педагогической школы советского периода. В статье уточнено понятие «музыкальная школа»; представлены тенденции формирования российского музыкального образования в государственной политике России XVIII и XIX столетий; отечественная музыкальная среда XVIII-XIX вв. и становление отечественной музыкально-педагогической системы в советский период. Новизна данного исследования заключается в определении направленности отечественного музыкального образования на диагностику и воспитание одаренного ребенка. В результате сделан вывод о том, что ориентация российских семей на музыкальное воспитание детей является устойчивой российской традицией, берущей свое начало в глубинах отечественной истории и прослеживающейся до настоящего времени.

Источники

  1. Адищев В. И. Музыкальное воспитание в кадетских корпусах России (конец 19- начало 20 века). М.: ТЦ Сфера, 2000.
  2. Адищев В. И. Музыка в женских институтах России конца 19-начала 20 вв. (Теория и практика образования): монография. М.: ИТОП РАО, 2001.
  3. Алексеев А. Д. История фортепианного искусства: в 3-х ч. М.: Музыка, 1988. Ч. 1 и 2.
  4. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л.: Музыка, 1965.
  5. Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей // Вопросы музыки в школе / под ред. Б. В. Асафьева. Л. ,1926.
  6. Базиков А. С. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления: автореф. … док. пед. н. М., 2002.
  7. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. Л.: Советский композитор, 1973.
  8. Бородин А. Б. О структуре понятия «Фортепианная школа» // Вестник Башкирского университета. 2007. № 1.
  9. Грум-Гржимайло Т. Н. Музыкальное исполнительство. М.: Музыка, 1984.
  10. Зайцева Т. А. Творческие уроки М. А. Балакирева // Пианизм, дирижирование, педагогика. СПб.: Композитор, 2012.
  11. Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления: избранные труды и доклады. М.: Педагогика, 1986.
  12. Кара-Мурза С. Г. СССР - цивилизация будущего. Инновации Сталина. М.: Яуза, 2010.
  13. Луначарский A. B. В мире музыки: статьи и речи. М.: Советский композитор, 1971.
  14. Майкапар С. М. Годы учения. Л.: Искусство, 1938.
  15. Медушевский В. В. «Никогда не ищите задачу в одном, а совершенствование в другом». Максима Эпиктета и фундаментальная педагогика человечества // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2022. Том 45: по материалам IX Международного научного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART IX». 22 февраля 2022 года / редактор-составитель А. И. Демченко.
  16. Мстиславская Е. В. Формирование творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде: монография. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2015.-164 с.
  17. Мстиславская Е. В. Массовое музыкальное воспитание как государственная идея // Калинниковские чтения: Музыкальная культура и образование российских регионов (к 150-летию со дня рождения В. С. Калинникова: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Орел, 20-21 апреля 2016 г.). Орел: Орловский гос. ун-т культуры. 2017.
  18. Психология музыкальной деятельности: теория и практика / под ред. Г. М. Цыпина. М.: Академия, 2003.
  19. Революция – искусство – дети: Материалы и документы: Из истории эстетического воспитания в сов. шк.: в 2 ч. М.: Просвещение, 1987. Ч. 1. 1917-1923 гг.
  20. Революция – искусство – дети: Материалы и документы: Из истории эстетического воспитания в сов. шк.: кн. для учителя: в 2 ч. М.: Просвещение, 1988. Ч. 2. 1924-1929 гг.
  21. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.
  22. Фельдштейн Д. И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования. М.: Педагогика, 2009. № 1.
  23. Цыпин Г. М. Музыкальное исполнительство и педагогика. М.: Юрайт, 2019.
  24. Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. Л.: Музыка, 1986.
  25. Яворский Б. Л. Статьи, воспоминания, переписка. М.: Советский композитор, 1972. Т. 1.
  26. Ярошевский М. Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке. М., 1977.

Информация об авторах

Мстиславская Елена Васильевна

к. пед. н., доц.

Саратовская государственная консерватория

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 ноября 2022.
  • Опубликована: 10 января 2023.

Ключевые слова

  • музыкальное образование в России
  • музыкальное воспитание личности
  • российская музыкально-педагогическая школа
  • отечественная музыкально-педагогическая система
  • music education in Russia
  • musical personality upbringing
  • Russian musical and pedagogical school
  • domestic musical and pedagogical system

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)