• Научная статья
  • 30 марта 2023
  • Открытый доступ

Сохранение отечественных традиций преподавания полифонии в 110-летней истории Саратовской Алексеевской консерватории

Аннотация

Цель исследования – показать преемственность отечественных традиций преподавания полифонии в истории Саратовской Алексеевской консерватории. В статье описан уровень преподавания полифонии, основанный на традициях Санкт-Петербургской и Московской консерваторий; представлены хронологические этапы преподавания полифонии в Саратовской консерватории; изложен педагогический новаторский опыт педагогов-музыкантов Л. М. Рудольфа, Г. Э. Конюса, И. А. Тютьманова, Г. И. Литинского, А. А. Бренинга которые являлись не только последователями школы С. И. Танеева (1856-1915), но яркими представителями его полифонической школы; отмечается важность появления уникального труда С. И. Танеева «Подвижной контрапункт строгого письма», теоретические положения которого активно постигаются в самых престижных учебных заведениях мира и сегодня. Научная новизна исследования заключается в обосновании того факта, что предмет полифония за все годы существования Саратовской Алексеевской консерватории, изучался на высочайшем научном уровне. В результате доказано, что каждый из представителей танеевской школы внес свой вклад в развитие системы преподавания полифонии в Саратовской государственной консерватории, разработав собственные особые методики, позволяющие ученику понять и освоить за крайне короткое время достаточно сложные технические приёмы.

Источники

  1. Берченко Р. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире» // Музыкальная академия. 1993. № 2.
  2. Бренинг А. А. Образцы письменных работ по полифонии строгого стиля: методическое пособие. Саратов: Саратовская государственная консерватория, 2015.
  3. Бренинг А. А. О линеарности в гармоническом письме. Казань: Казанская государственная консерватория, 1995.
  4. Бусслер Л. Строгий стиль. Учебник простого и сложного контрапункта, имитации, фуги и канона в церковных ладах / пер. с нем. С. Танеева. 3-е изд. М.: Музыкальный сектор, 1925.
  5. Дмитриев А. Полифония как фактор формообразования. Л.: Музгиз, 1962.
  6. Конюс Г. Э. Критика традиционной теории в области музыкальной формы. М.: Гос. муз. издат., 1932.
  7. Конюс Г. Курс контрапункта строгого письма в ладах. М.: Гос. муз. сектор, 1930.
  8. Конюс Г. Э. Метротектоническое исследование музыкальной формы. М.: гос. муз. издат., 1933.
  9. Конюс Г. Э. Научное обоснование музыкального синтаксиса. М.: гос. муз. издат., 1935.
  10. Кушнарев Х. Полифония «строгого письма» и методы ее преподавания // Теория полифонии и методика ее преподавания. СПб.: Издательство Политехнического университета, 2011. Вып. 1.
  11. Ларош Г. Мысли о музыкальном образовании в России // Теория полифонии и методика ее преподавания. СПб.: издательство Политехнического университета, 2011. Вып. 1.
  12. Литинский Г. Задачи по полифонии: исполнение на фортепиано. М.: Музыка, 1965, 1966, 1967. Ч. 1, 2, 3.
  13. Литинский Г. Образование имитаций строгого письма. М.: Музыка, 1975.
  14. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.
  15. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / составление текстов и общая вступительная статья В. П. Шестакова. М.: Музыка, 1966.
  16. Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова: 1912-2012: энциклопедия. Саратов: Изд. ИП Везметинова, 2012.
  17. Свистуненко Т. А. Изучение системы Г. И. Литинского в классе полифонии Саратовской консерватории // Саратовская консерватория в контексте отечественной художественной культуры: сборник по материалам междунар. научно-практич. конференции, посвященной 100-летию Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Саратовская государственная консерватория, 21-22 ноября 2012. Саратов: Саратовская государственная консерватория, 2013.
  18. Свистуненко Т. А. Музыкальная наука в девяностолетней истории Саратовской консерватории // Регион: социально-экономический, этнографический и культурный феномен России: сборник по материалам итоговой научно-практич. конференции, состоявшейся 28-29 ноября 2002 г. в Саратовской Поволжской Академии Государственной Службы имени П. А. Столыпина. Саратов: Поволжская Академия Государственной Службы, 2003.
  19. Свистуненко Т. На другой стороне планеты // Newsletter of the Fulbright Program in Russia. 2009. Iss. 8. Spring.
  20. Свистуненко Т. А. Предисловие // Бренинг А. А. Образцы письменных работ по полифонии строгого стиля. Саратов: Саратовская государственная консерватория, 2014.
  21. Свистуненко Т .А. Сочетание несочетаемого в творческой судьбе А. А. Бренинга // А. А. Бренинг – композитор и педагог: сборник статей по материалам регион. научно-практич. конференции (17.02.2014) / ред.-сост. Н. В. Иванова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2016.
  22. Свистуненко Т. А. Традиции школы С. И. Танеева в классе полифонии Саратовской консерватории // Научно-теоретические и педагогические традиции музыкознания в Саратове и Поволжье: сборник по материалам юбилейной конференции, посвященной 100-летию СГК. Саратовская государственная консерватория, 3 марта 2012. Саратов: Саратовская государственная консерватория, 2013. Ч. 2.
  23. Танеев С. Из научно-педагогического наследия. М.: Музыка., 1967.
  24. Танеев С. Подвижной контрапункт строгого письма. М.: Музгиз, 1959.
  25. Танеев С. Учение о каноне. М.: Госиздат, муз. сектор, 1929.
  26. Христиансен Л. Л. Ладовая интонационность русской народной песни. М: Советский композитор, 1976.
  27. Яворский Б. Статьи. Воспоминания. Переписка / редактор-сост. И. С. Рабинович. 2-е изд., испр. и доп. М.: Советский композитор, 1972. Т. 1.
  28. Fux J. Gradus ad Parnassum. Leipzig: Lorenz Christoph Mizler, 1742.
  29. Taneiev S. I. Convertible Counterpoint in the Strict Style / transl. by G. Ackey Brower (mus. Doc., Toronto) / Introduction by S. Koussevitzky. Boston: Bruce Humphries Publishers, 1962.

Информация об авторах

Свистуненко Татьяна Анатольевна

к. иск., проф.

Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 февраля 2023.
  • Опубликована: 30 марта 2023.

Ключевые слова

  • отечественные традиции преподавания полифонии
  • Саратовская Алексеевская консерватория
  • танеевская полифоническая школа
  • система преподавания полифонии
  • national traditions of teaching polyphony
  • Aleksey Saratov Conservatory
  • Taneev polyphonic school
  • system of teaching polyphony

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)