Изобразительная студия для детей в художественном музее: принципы преподавания О. Л. Некрасовой-Каратеевой
Аннотация
Цель исследования – представить критический обзор основных принципов преподавания изобразительного искусства О. Л. Некрасовой-Каратеевой в Изостудии Государственного Эрмитажа. В работе осуществляется соотнесение базовых принципов обучения рисованию детей в художественном музее с принципами обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Научная новизна работы заключается в выстраивании на основе анализа предлагаемых О. Л. Некрасовой-Каратеевой форм и методов работы с детьми общей картины адекватного вовлечения ребенка в творческий мир искусства посредством проведения систематического обучения в художественном музее. В результате определяются принципиальные основы ведения занятий в изобразительных студиях для детей при художественных музеях: 1) введение тем, связанных с экспозицией; 2) рисование в залах музея; 3) сравнение детских работ с произведениями известных мастеров в устной диалоговой форме; 4) обучение ведущим образно-выразительным средствам выстраивания картины (композиция, цвет, тон, мазок, штрих, колорит, светотень и др.); 5) познание сюжетно-тематической основы произведений искусства, включенных в контекст эпохи.
Источники
- Дриккер А. С., Столяров Б. А. Информационно-коммуникационные технологии и изобразительное искусство: глобальная перспектива // Образовательная деятельность художественного музея: труды Российского центра музейной педагогики и детского творчества. СПб., 2005. Вып. VIII.
- Некрасова-Каратеева О. Л. Детское творчество в музее: уч. пособие. М.: Высшая школа, 2005.
- Некрасова-Каратеева О. Л. Творческое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста в кружках ИЗО при Государственном Эрмитаже // Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников (научный семинар) (г. Москва, 10-15 декабря 1973 г.): в 2-х ч. М., 1973. Ч. II.
- Неменский Б. М., Фомина Н. Н., Гросул Н. В. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 кл.: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.
- Туминская О. А. Изобразительная деятельность учащихся классов эстетического воспитания в Государственном Русском музее // Художественное образование в России: мат. всерос. науч.-практ. конф. «Арзамасская школа живописи А. В. Ступина и художественное образование в России». Арзамас: : Изд-во АГПИ, 2002.
- Улемнова О. Л. П. М. Дульский – искусствовед, музейный деятель, педагог, художник // Актуальные вопросы развития искусствоведения в России и странах СНГ: мат. междунар. науч. конф., посвящ. 135-летию со дня рождения П. М. Дульского (1879-1956) (г. Казань, 16-17 декабря 2014 г.). Казань: Изд-во ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ, 2014.
- Эрмитаж: история и современность. 1764-1988: колл. монография / под ред. В. А. Суслова. М.: Искусство, 1990.
- Cushman K. Museum Studies: The Beginnings, 1900-1926 // Museum Studies Journal. 1984. Vol. 1. No. 3.
- Meyer A. Museums in Print: The Interplay of Texts and Images in the Journal “Museumkunde” // Images of the Art Museum / ed. by E.-M. Troelenberg. Berlin – Boston, 2017.
- Pratt M. The Arts of the Contact Zone // Profession. 1991. Vol. 91.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 8 февраля 2023.
- Опубликована: 30 марта 2023.
Ключевые слова
- изобразительная студия детского творчества
- принципы преподавания искусства
- художественный музей
- Эрмитаж
- искусствовед
- художник и педагог О. Л. Некрасова-Каратеева
- children’s art studio
- principles of art teaching
- art museum
- Hermitage
- art historian
- artist and teacher O. L. Nekrasova-Karateeva
Copyright
© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»