• Научная статья
  • 30 марта 2023
  • Открытый доступ

Изобразительная студия для детей в художественном музее: принципы преподавания О. Л. Некрасовой-Каратеевой

Аннотация

Цель исследования – представить критический обзор основных принципов преподавания изобразительного искусства О. Л. Некрасовой-Каратеевой в Изостудии Государственного Эрмитажа. В работе осуществляется соотнесение базовых принципов обучения рисованию детей в художественном музее с принципами обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Научная новизна работы заключается в выстраивании на основе анализа предлагаемых О. Л. Некрасовой-Каратеевой форм и методов работы с детьми общей картины адекватного вовлечения ребенка в творческий мир искусства посредством проведения систематического обучения в художественном музее. В результате определяются принципиальные основы ведения занятий в изобразительных студиях для детей при художественных музеях: 1) введение тем, связанных с экспозицией; 2) рисование в залах музея; 3) сравнение детских работ с произведениями известных мастеров в устной диалоговой форме; 4) обучение ведущим образно-выразительным средствам выстраивания картины (композиция, цвет, тон, мазок, штрих, колорит, светотень и др.); 5) познание сюжетно-тематической основы произведений искусства, включенных в контекст эпохи.

Источники

  1. Дриккер А. С., Столяров Б. А. Информационно-коммуникационные технологии и изобразительное искусство: глобальная перспектива // Образовательная деятельность художественного музея: труды Российского центра музейной педагогики и детского творчества. СПб., 2005. Вып. VIII.
  2. Некрасова-Каратеева О. Л. Детское творчество в музее: уч. пособие. М.: Высшая школа, 2005.
  3. Некрасова-Каратеева О. Л. Творческое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста в кружках ИЗО при Государственном Эрмитаже // Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников (научный семинар) (г. Москва, 10-15 декабря 1973 г.): в 2-х ч. М., 1973. Ч. II.
  4. Неменский Б. М., Фомина Н. Н., Гросул Н. В. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 кл.: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.
  5. Туминская О. А. Изобразительная деятельность учащихся классов эстетического воспитания в Государственном Русском музее // Художественное образование в России: мат. всерос. науч.-практ. конф. «Арзамасская школа живописи А. В. Ступина и художественное образование в России». Арзамас: : Изд-во АГПИ, 2002.
  6. Улемнова О. Л. П. М. Дульский – искусствовед, музейный деятель, педагог, художник // Актуальные вопросы развития искусствоведения в России и странах СНГ: мат. междунар. науч. конф., посвящ. 135-летию со дня рождения П. М. Дульского (1879-1956) (г. Казань, 16-17 декабря 2014 г.). Казань: Изд-во ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ, 2014.
  7. Эрмитаж: история и современность. 1764-1988: колл. монография / под ред. В. А. Суслова. М.: Искусство, 1990.
  8. Cushman K. Museum Studies: The Beginnings, 1900-1926 // Museum Studies Journal. 1984. Vol. 1. No. 3.
  9. Meyer A. Museums in Print: The Interplay of Texts and Images in the Journal “Museumkunde” // Images of the Art Museum / ed. by E.-M. Troelenberg. Berlin – Boston, 2017.
  10. Pratt M. The Arts of the Contact Zone // Profession. 1991. Vol. 91.

Информация об авторах

Туминская Ольга Анатольевна

д. иск.

Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 февраля 2023.
  • Опубликована: 30 марта 2023.

Ключевые слова

  • изобразительная студия детского творчества
  • принципы преподавания искусства
  • художественный музей
  • Эрмитаж
  • искусствовед
  • художник и педагог О. Л. Некрасова-Каратеева
  • children’s art studio
  • principles of art teaching
  • art museum
  • Hermitage
  • art historian
  • artist and teacher O. L. Nekrasova-Karateeva

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)