• Научная статья
  • 30 марта 2023
  • Открытый доступ

Скрытые духовные мотивы и символы в «Патетической оратории» Г. В. Свиридова

Аннотация

Цель исследования – определить особенности образного строя в «Патетической оратории» Г. В. Свиридова с точки зрения проявления в ней христианских идей и символов. В статье представлены отдельные образы «Патетической оратории»; определены способы претворения в музыке оратории элементов православного искусства; показано проявление скрытых библейских образов и символов в тексте В. В. Маяковского. Научная новизна исследования связана с изучением «Патетической оратории» в аспекте проявления духовной тематики, что расширяет и углубляет восприятие жанровых особенностей этого монументального произведения XX века. Новый подход к теме видится и в сопоставлении текста оратории с библейскими понятиями и смыслами. Результаты исследования приводят к выводам, что «Патетическая оратория» – произведение многогранное, в котором теснейшим образом переплетены темы торжества революции и сочувствия «белой гвардии», идеи построения райского «Города-сада» на земле и любовь к разорённой многострадальной родине, принципы соцреализма и символика христианства.

Источники

  1. Аплечеева М. В. «Патетическая оратория» Георгия Свиридова – Песнь о Земле и Солнце // Общество. Среда. Развитие. 2013. Вып. 2.
  2. Белоненко А. С. Из чего рождается гармония // Свиридов Г. В. Музыка как судьба / сост., авт. предисл. и коммент. А. С. Белоненко. М.: Мол. гвардия, 2002.
  3. Евдокимова Ю. К. «Патетическая оратория» в системе художественного мышления Свиридова // Георгий Свиридов: сборник статей и исследований / сост. Р. С. Леденев. М.: Музыка, 1979.
  4. Кручинина А. Н. Древнерусские ключи к творчеству Свиридова / Музыкальный мир Георгия Свиридова: сб. ст.; / сост. А. С. Белоненко. М.: Сов. композитор, 1990.
  5. Масловская Т. Ю. О стиле и национальной сущности произведений Свиридова // Георгий Свиридов: сб. ст. / сост. Р. С. Леденев. М.: Музыка, 1979.
  6. Ольховская Б. И. Литургическое осмысление «Патетической оратории» Г. В. Свиридова // Искусство и образование. 2012. № 2 (76).
  7. Паисов Ю. М. Новаторские черты хорового стиля Свиридова // Музыкальный мир Георгия Свиридова: сб. ст. / сост. А. С. Белоненко. М.: Сов. композитор, 1990.
  8. Полякова JI. В. Заметки о хоровых сочинениях 60-х годов // Георгий Свиридов: сб. ст. / сост. Д. Фришман. М.: Музгиз, 1971.
  9. Савенко С. И. Из наблюдений над «Патетической ораторией» // Г. Свиридов. сборник статей и исследований / сост. Р. С. Леденев. М.: Музыка, 1979.
  10. Сохор А. Н. Георгий Свиридов. Изд. 2-е, доп. М.: Музыка, 1972.
  11. Федулова Е. А. Претворение литургических традиций в духовной музыке Георгия Свиридова: автореф. дис. … канд. иск. Магнитогорск, 2010.

Информация об авторах

Ромашкова Ольга Николаевна

канд. иск., доцент

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 января 2023.
  • Опубликована: 30 марта 2023.

Ключевые слова

  • Георгий Васильевич Свиридов
  • «Патетическая оратория»
  • кантатно-ораториальное творчество
  • духовные мотивы
  • литургические подтексты
  • Georgy Vasilyevich Sviridov
  • “Oratorio Pathétique”
  • cantata-oratorical art
  • spiritual motives
  • liturgical overtones

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)