• Научная статья
  • 14 июля 2023
  • Открытый доступ

Метаморфозы музыкального языка А. Т. Гречанинова 1910-х годов. Цикл фортепианных пьес «Пастели» ор. 61

Аннотация

Цель исследования – осветить метаморфозы музыкального языка известного русского композитора конца XIX – первой половины XX века А. Т. Гречанинова, произошедшие в 1910-е годы. Особое внимание в статье уделяется выявлению стилистического своеобразия цикла фортепианных пьес «Пастели» ор. 61 (1912-1913). Научная новизна исследования связана с тем фактом, что творчество А. Т. Гречанинова ранее не рассматривалось в контексте изменений, происходивших в музыкальном стиле композитора в 1910-х годах. В результате выявлено, что новизна музыкального языка Гречанинова в рассматриваемый период обусловлена как изменениями в русском искусстве вообще (в частности, существенным оказалось влияние импрессионизма на творчество композитора), так и с кризисами в личной и творческой жизни Александра Тихоновича. Так, данная тенденция прослеживается при создании цикла «Пастели»: в сложный, переломный период композитор обратился к сочинению музыки для детей, в чём он находил утешение, однако произведения цикла получились в целом не по-детски печальными и психологически насыщенными глубоко «взрослыми» чувствами и переживаниями.

Источники

  1. Александров Ю. А. Т. Гречанинов. Ното-библиографический справочник. М.: Советский композитор, 1978.
  2. Асафьев Б. Русская музыка XIX и начала XX века. Л.: Музыка, 1979.
  3. Белый А. На рубеже двух столетий. М., 1989.
  4. Белый А. Начало века. Воспоминания: в 3-х кн. М.: Художественная литература, 1990. Кн. 2.
  5. Бердяев Н. Новое средневековье. М., 1991.
  6. Гаккель Л. Фортепианная музыка XX века. Изд-е 2-е, доп. Л.: Советский композитор, 1990.
  7. Горбачёва С., Ямщиков С. Ожившие краски пастели // Наше Наследие. 1990. № 5 (17).
  8. Гречанинов А. Где и как пробивать брешь // Хоровое и регентское дело. 1909. № 1.
  9. Гречанинов А. Т. Биографический набросок // Музыкальный труженик. 1908. № 7.
  10. Гречанинов А. Т. Моя жизнь. Нью-Йорк, 1951.
  11. История русской музыки: в 10-ти т. М.: Музыка, 1994. Т. 9. Конец XIX – начало XX века.
  12. История русской музыки: в 10-ти т. М.: Музыка, 1997. Т. 10А. 1890-1917-е годы.
  13. Козлова Н. Я. Музыкант или художник: штрихи к творческому портрету А. К. Лядова // Актуальные проблемы культуры, искусства и художественного образования: сб. науч. тр. ОГИИ. Оренбург: Изд-во Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей, 2011. Вып. 10 / гл. ред. Б. П. Хавторин; сост. и науч. ред. В. А. Логинова.
  14. Крейд В. Встречи с Серебряным веком // Воспоминания о Серебряном веке / сост., автор предисл. и коммент. В. Крейд. М.: Республика, 1993.
  15. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. М.: Классика-XXI, 2006.
  16. Логинова В. А. Лики Серебряного века – Владимир Ребиков, Николай Черепнин, Алексей Станчинский: учеб. пособие. Оренбург: Изд-во Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей, 2011.
  17. Музыкальная энциклопедия: в 5-ти т. М.: Советская энциклопедия, 1974. Т. 2. Гонд – Корсов.
  18. Музыкальный словарь Гроува / пер. с англ., ред. и доп. Л. О. Акопяна. М.: Практика, 2001.
  19. Орлова Е. Очерки о русских композиторах XIX – начала XX века. М.: Музыка, 1982.
  20. Паисов Ю. И. Александр Гречанинов. Жизнь и творчество. М.: Композитор, 2004.
  21. Рахманова М. П. Гречанинов. 2011. URL: https://www.pravenc.ru/text/166463.html
  22. Садуова А. Русский музыкальный импрессионизм (к вопросу о закономерности возникновения) // Проблемы художественной культуры в мировоззрении современной молодёжи: преемственность и новаторство: сб. ст. по мат. VI всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов. Саратов: Изд-во Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, 2008.
  23. Тарновская Т. К. Фортепианная музыка для детей: от Гречанинова к Слонимскому // Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и художественного образования: сб. науч. тр. ОГИИ. Оренбург: Изд-во Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей; Изд-во Оренбургского государственного университета, 2009. Вып. 6 / гл. ред. Б. П. Хавторин; сост. и науч. ред. В. А. Логинова.
  24. Творческие портреты композиторов. Популярный справочник. М.: Музыка, 1990.
  25. Томпакова О. М. Александр Гречанинов. Штрихи к портрету // Музыка в школе. 2006. № 2.
  26. Тюнеев Б. А. Т. Гречанинов. Биографический очерк // Русская музыкальная газета. 1911. № 11-12.
  27. Sabaneev L. Modern Russian Composers. 1927. URL: https://openlibrary.org/books/OL6706695M/Modern_Russian_composers

Информация об авторах

Седова Галина Сергеевна

Музыкальный колледж Оренбургского государственного института искусств имени Л. и М. Ростроповичей

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 19 мая 2023.
  • Опубликована: 14 июля 2023.

Ключевые слова

  • А. Т. Гречанинов
  • цикл «Пастели» ор. 61
  • музыкальное творчество 1910-х годов
  • музыкальный язык
  • изменения музыкального стиля композитора
  • A. T. Gretchaninov
  • cycle “Pastels” Op. 61
  • musical creative work of the 1910s
  • musical language
  • changes in the composer’s musical style

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)