«Модальность» как основа композиционной техники фортепианной прелюдии Клода Дебюсси «Паруса»
Аннотация
Статья посвящена осмыслению «модальности» как композиционной техники, в которой заложен эмоциональный компонент. В ходе исследования обосновано, что принципы модальности во многом противоположны тональной системе. Сделан вывод о том, что модальность в чистом виде встречается крайне редко, так как модальность, как правило, дополняет другие техники. Уникальной в этом плане можно назвать пьесу для фортепиано Клода Дебюсси «Паруса» (1909) из его первой тетради прелюдий (1910). Новаторское значение музыкальных открытий Дебюсси сложно переоценить. Новизна его музыки связана в том числе с отходом от традиционного гармонического уклада. Здесь Дебюсси является достойным продолжателем открытий Модеста Петровича Мусоргского (1839-1881).
Источники
- Акопян Л. О. Музыка XX века: энциклопедический словарь. М.: Практика, 2010.
- Альшванг А. А. Клод Дебюсси: Жизнь и деятельность, мировоззрение и творчество. М.: Музгиз, 1935.
- Когоутек Ц. Техника композиции в музыке ХХ века. М.: Музыка, 1976.
- Кокорева Л. М. Клод Дебюсси. Исследование. М.: Музыка, 2010.
- Куницкая Р. И. О романтической поэтике в творчестве Дебюсси. М.: Музыка, 1982.
- Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. М.: Музыка, 1975.
- Лонг М. За роялем с Дебюсси / пер. с фр. Ж. Грушанской. М.: Советский композитор, 1985.
- Сусидко И. П. Симметрии и пропорции в музыке Дебюсси (24 прелюдии для фортепиано) // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2012. № 3.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 15 сентября 2023.
- Опубликована: 9 ноября 2023.
Ключевые слова
- новая модальность
- композиционная техника
- фортепианная прелюдия
- Клод Дебюсси
- new modality
- compositional technique
- piano prelude
- Claude Debussy
Copyright
© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»