• Научная статья
  • 1 февраля 2024
  • Открытый доступ

Фактор законченности музыкальной формы: к вопросу об исторической эволюции

Аннотация

Цель исследования – обосновать тот факт, что уже в ранние исторические эпохи (Средневековье, Возрождение, Барокко) происходило постепенное зарождение функциональности музыкальной формы, одним из первых признаков которой стало осознание композиторами необходимости в достижении структурной целостности и законченности произведения. В статье показано, что на роль главного формообразующего средства выдвигались те композиционные факторы, которые наиболее активно развивались в данную историческую эпоху. Научная новизна исследования заключается в конкретном определении этих композиционных факторов: ритмического – в изоритмических мотетах XIV века, масштабно-структурного – в тексто-музыкальных формах Возрождения, функционально-гармонического – в произведениях Барокко. В результате установлено, что фактором законченности музыкальной формы в изоритмических мотетах Ф. де Витри стало изменение в сторону уменьшения мензуры тенора при последнем повторе мелодии грегорианского хорала; в мотетах, мадригалах и многоголосных песнях Возрождения аналогичную функцию выполняло масштабное укрупнение заключительного тексто-музыкального сегмента формы; а в инструментальных жанрах Барокко (прелюдиях, токкатах, фантазиях) – повышенная гармоническая устойчивость последнего раздела (тонический органный пункт, повторение каденционных оборотов).

Источники

  1. Бобровский В. П. Функциональные основы музыкальной формы: исследование. М.: Музыка, 1978.
  2. Бонфельд М. Ш. Анализ музыкальных произведений. Структуры тональной музыки: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2-х ч. М.: ВЛАДОС, 2003. Ч. 1.
  3. Булез П. Музыкальное время // Homo musicus’95. Альманах музыкальной психологии. М.: НИЦ Московская консерватория, 1995.
  4. Евдокимова Ю. К. История полифонии. М.: Музыка, 1983. Вып. I. Многоголосие средневековья. X-XIV вв.
  5. Крупина Л. Л. Доклассические музыкальные формы: в 2-х ч. Воронеж: ВГПУ, 2005. Ч. I. Музыкальное формообразование в эпоху Средневековья и Возрождения: учеб. пособие.
  6. Сухомлин И. Е. Техника изоритмии: история, теория // Проблемы музыкальной теории западноевропейской музыки XII-XVII веков: сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1983. Вып. 65.
  7. Теория современной композиции / отв. ред. В. С. Ценова. М.: Музыка, 2007.
  8. Харлап М. Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. М.: Музыка, 1986.
  9. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений: учеб. пособие. СПб.: Лань, 1999.
  10. Шнитке А. Первая симфония: беседы перед премьерой // Альфреду Шнитке посвящается: сборник. М.: МГИМ им. А. Г. Шнитке; Композитор, 2003. Вып. 3.

Информация об авторах

Крупина Лариса Леонидовна

к. иск.

Воронежский государственный институт искусств

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 декабря 2023.
  • Опубликована: 1 февраля 2024.

Ключевые слова

  • функциональность музыкальной формы
  • изоритмический мотет
  • тексто-музыкальные формы
  • прелюдии и токкаты Д. Букстехуде
  • musical form functionality
  • isorhythmic motet
  • textual and musical forms
  • preludes and toccatas of D. Buxtehude

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)