• Научная статья
  • 4 апреля 2024
  • Открытый доступ

Образ общего врага СССР и НАТО в англоязычном кинематографе периода холодной войны

Аннотация

Автор подробно рассматривает сюжеты фильмов периода холодной войны в англоязычном кинематографе и репрезентацию «общего врага» и советской стороны. Цель исследования – выявить, как менялась эта тема на протяжении периодов разрядки международных отношений и обострения холодной войны в 1980-е годы, какие образы и сюжеты использовались в кинолентах. В качестве источников этой тематики рассмотрен ряд картин и сериалов: серии фильмов о Джеймсе Бонде, сериалы «Агенты А.Н.К.Л.» и «Команда “А”», киноработы Стэнли Кубрика, Дона Сигела и Джона Маккензи. Научная новизна заключается в анализе сюжетов и образов, которые почти не рассмотрены в отечественной культурологии. В научный оборот введены новые источники. Также новизна заключается в теме статьи, которая не разбиралась ранее. Это позволяет по-новому рассмотреть тему культурного противостояния между СССР и западным блоком и выявить сюжеты, которые меняют представления о репрезентации советской стороны в англо-американском кинематографе. В результате исследования автор приходит к заключению: британские и американские режиссеры не считали СССР абсолютным злом, поэтому и появился сюжетный троп общего противника, враждебного как НАТО, так и советской стране.

Источники

  1. Белов С. И. Формальная и реальная эффективность политики памяти (на материалах исторического кинематографа периода «холодной войны») // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2019. № 3.
  2. Благин А. А. Холодная война на страницах английских шпионских романов (1950 – начало 1970-х гг.) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 1 (11).
  3. Клоос Э. В. Образ Советского Союза в американском кинематографе первого этапа холодной войны 1946-1954 гг. // Артикульт. 2021. № 2.
  4. Осипов С. В. Меняющаяся Россия и меняющаяся бондиана: страна и люди в зеркале медийной франшизы (1962-2015 гг.) // Культура и искусство. 2018. № 4.
  5. Просолова Е. В. Страхи как социально-психологический феномен в кинопропаганде холодной войны // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2022. № 2.
  6. Федоров А. В. Киноборьба казалась бесконечной // Медиаобразование. 2011. № 1.
  7. Федоров А. В. Сравнительный анализ медийных стереотипов времен «холодной войны» и идеологической конфронтации (1946-1991) // Медиаобразование. 2009. № 4.
  8. Шапинская Е. Н. Массовая культура: очерк теорий. «Культурные исследования»: широкое понимание культуры в cultural studies // Культура культуры. 2016. № 4 (12).
  9. Begg M. The Politics of James Bond. 2017. https://ipa.org.au/wp-content/uploads/2017/04/Begg-Politics-of-James-Bond.pdf
  10. Crighton K. The Man from U.N.C.L.E.: A Retrospective // Epi-Log Journal. 1994. Iss. 12.
  11. Grigg R. Vanquishing Evil without the Help of God: The Man from U.N.C.L.E. and a World Come of Age // Journal of Communication & Religion. 2007. Vol. 30 (2).
  12. Students on the Cold War. New Findings and Interpretation / ed. by C. Békés, M. Kalmár. Budapest, 2017.

Информация об авторах

Назаров Максим Алексеевич

Российский новый университет, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 февраля 2024.
  • Опубликована: 4 апреля 2024.

Ключевые слова

  • холодная война
  • кинематограф
  • США
  • СССР
  • массовая культура
  • Cold War
  • cinema
  • USA
  • USSR
  • popular culture

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)