• Научная статья
  • 5 июня 2024
  • Открытый доступ

Специфика жанра баллады в русском музыкальном творчестве XX века: определяющие свойства и исторический контекст

Аннотация

Цель исследования – характеристика баллады и специфики её реализации в русском музыкальном творчестве XX века в историческом контексте с выявлением причин авторского обращения к жанру. В статье представлены константные черты жанра, основные тенденции в развитии баллады в рассматриваемый исторический период, анализируются принципы взаимопроникновения баллады и иных жанров, а также выявляются причины её популярности в композиторском творчестве и массовой культуре. Впервые на материале разноплановых сочинений русского музыкального академического искусства и образцов массовой культуры изучены проявления балладности в рамках микстовых сочетаний с масштабными жанрами (симфония, концерт, кантата и т.д.). Баллада рассмотрена с точки зрения инструмента, позволяющего авторам выстраивать художественный мир произведения, обращаться к различным старинным эстетическим концепциям, а также обходить идеологические барьеры. В этом заключается научная новизна исследования. В результате анализа имеющихся данных автор пришел к заключению: в процессе развития в балладе сформировались признаки, которые можно разделить на константные и мобильные. Вместе с тем установлено, что такие специфические свойства жанра, как аллегоричность высказывания, многоплановость, подвижность категорий времени и пространства, а также возможность жанрового синтеза являются определяющими для востребованности баллады в музыкальном искусстве и массовой культуре.

Источники

  1. Алексеев М. П. Народные баллады Англии и Шотландии // Алексеев М. П., Анисимова И. И., Дживелегова А. К., Елистратова А. А., Жирмунский В. М., Морозова М. М. История английской литературы. М.: Изд-во АН СССР, 1943. Т. 1. Вып. 1.
  2. Бегичева О. В. Баллада и симфоническая поэма в музыкальном искусстве романтизма: стратегия и тактика межжанрового взаимодействия // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2014. Т. 20. URL: http://e-koncept.ru/2014/54860.htm.
  3. Бегичева О. В. Романтическая баллада в искусстве XIX-XX веков: очерки типологии и поэтики: дисс. … д. иск. Краснодар, 2019.
  4. Воронцова Т. И. Пространственно-временная категоризация текста баллады (на материале английских фольклорных баллад) // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2003. № 5.
  5. Григорьева Г. В. и др. Теория современной композиции: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Музыковедение» / отв. ред. В. С. Ценова. М.: Музыка, 2005.
  6. Долинская Е. Б. Николай Метнер: монографический очерк. М.: Музыка, 1966.
  7. Епишкин Н. И. Исторический словарь галлицизмов русского языка. М.: ЭТС, 2010.
  8. Иванюк Б. П. Жанровый синтез: версия словарного описания понятия // Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: материалы Международной научной конференции. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета; Издательский дом «Союз писателей», 2007. Т. 1. URL: http://elar.urfu.ru/handle/10995/49530.
  9. Кононова А. А. «Стадион» А. Б. Градского: проявление балладных черт в жанре рок-оперы // Музыка. Искусство, наука, практика. Научный журнал Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова. 2023. № 4 (44).
  10. Кутилина А. А. Воплощение принципов балладности в Концерте для фортепиано с оркестром № 3 e-moll Н. К. Метнера // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: сборник статей по материалам XVII Международной научно-практической конференции (г. Тамбов, 19 февраля 2021 года). Тамбов: Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова», 2021.
  11. Кутилина А. А. Принципы балладности в опере «Мария Стюарт» С. М. Слонимского как проявление культуры менестрелей // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: сборник статей по материалам XV Международной научно-практической конференции (г. Тамбов, 15 февраля 2019 года). Тамбов: Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова», 2019.
  12. Лебедев С. Н. Баллада (14-15 вв.) // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал. 2023. URL: https://bigenc.ru/c/ballada-14-15-vv-4e40f4/?v=6942632.
  13. Мазель Л. А. Исследования о Шопене. М.: Сов. композитор, 1971.
  14. Рыцарева М. Г. Композитор Сергей Слонимский: монография. Л.: Советский композитор, 1991.
  15. Сапонов М. А. Менестрели: книга о музыке средневековой Европы. М.: Классика-XXI, 2004.
  16. Сергеева В. С. Английская баллада XIV-XVI вв.: жанровое своеобразие и поэтика: дисс. … к. филол. н. Москва, 2008.
  17. Соколов А. С. Введение в музыкальную композицию XX века: учебное пособие по курсу «Анализ музыкальных произведений» для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  18. Сорокина Е. А., Кутилина А. А. Отражение исторического контекста через пространственно-временные символы в опере-балладе С. М. Слонимского «Мария Стюарт» // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2023. № 2 (20).
  19. Умнова И. Г. Путь к «Русскому ренессансу» Сергея Слонимского // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 21.
  20. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений: учебное пособие для студентов вузов искусств и культуры // Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского. Изд-е 4-е, испр. СПб.: Лань, 2013.
  21. Царёва Е. М. Баллада // Музыкальная энциклопедия: в 6-ти т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия; Советский композитор, 1973. Т. 1. А-ГОНГ.

Информация об авторах

Кононова Алёна Алексеевна

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 мая 2024.
  • Опубликована: 5 июня 2024.

Ключевые слова

  • баллада в русском музыкальном творчестве XX века
  • жанровый синтез
  • диалогичность музыкального искусства
  • аллегоричность высказывания
  • музыкальный хронотоп
  • ballad in Russian musical creativity of the XX century
  • genre synthesis
  • dialogicality of musical art
  • allegorical statement
  • musical chronotope

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)