• Научная статья
  • 5 июля 2024
  • Открытый доступ

Франкфуртская «Чародейка» П. И. Чайковского (2022) в аспекте музыкальной семиотики

Аннотация

Статья затрагивает ряд вопросов музыкальной и театральной семиотики. В рамках семиотического подхода к музыкальному материалу автор рассматривает феномен музыкального кода, эволюцию роли режиссера в сотворении итогового интегрального театрального продукта и появление тенденции режиссерского доминирования. Обратившись как к примеру к поставленной Франкфуртским оперным театром опере «Чародейка» П. И. Чайковского (2022 г.) и опираясь, в частности, на «учение о порядке обыденных вещей» И. В. Кочубея, автор анализирует функционирование (в рамках режиссерского замысла) системы «деталей», относящихся к различным планам – музыкальному, сюжетно-композиционному, пластическо-предметному. Цель исследования – выявить причинно-следственные связи в семиотическом прочтении сценической постановки «Чародейки» П. И. Чайковского. Научная новизна работы автору видится в том, что впервые исследуется проблема прочтения режиссером оперного текста, восприятие его зрителем со структурно-семиотических, герменевтических, феноменологических позиций, как важной составляющей выразительной системы современной музыкально-театральной постановки. В результате исследования установлено, что оперное произведение способно создавать новые варианты прочтения, взаимодействуя с меняющимся культурным и идеологическим контекстом.

Источники

  1. Автономова Н. С. Рассудок. Разум. Рациональность. М.: Наука, 1988.
  2. Апель К.-О. Трансформация философии. М.: Логос, 2001.
  3. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994.
  4. Бычков Ю. Проблема смысла в музыке // Музыкальная конструкция и смысл: сб. трудов Российской академия музыки им. Гнесиных. М., 1999. Вып. 151.
  5. Волкова П. С. Реинтерпретация в художественном творчестве (на материале искусства ХХ века): монография. Краснодар: Краснодарский государственный университет культуры и искусств, 2008а.
  6. Волкова П. С. Феномен реинтерпретации: опыт осмысления (на примере современного искусства) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. СПб., 2008b. № 78.
  7. Дижечка Е. Учение И. Кочубея о порядке обыденных вещей… Как можно описывать изменения в культуре информационного общества? // Коммуникативные стратегии информационного общества: Тр. IV Междунар. науч.-теорет. конф. 16-18 нояб. 2011 г. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011.
  8. Звегинцев В. А. Семасиология. М.: Изд-во Московского ун-та, 1957.
  9. Козлова М. М. Современная практика режиссерских интерпретаций классических оперных спектаклей: специфика интермедиального перевода // Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика. Эпохи – стили – жанры: материалы Второй Междунар. науч. конф. 4-5 марта 2019 г. / под ред. Н. А. Николаевой, С. В. Конанчук. СПб.: Изд-во РХГА, 2019.
  10. Кочубей И. В. К обоснованию нового научного метода // Социально-гуманитарные знания. М., 2008. № 1.
  11. Кочубей И. В. Исправить Гадамера // Настоящее – это ставшее настоящим прошлое…: симп. (á…ñ 4 июня—5 авг. 2012 г.): XVIII в. в становлении планетар. Человечества: междунар. науч. конф.; Дух левизны в социал. становлении человечества: XVIII-XXI ст.: междунар. науч. конф. Нью-Йорк и др., 2012.
  12. Куклинская М. Я. К проблеме оперной режиссуры XXI века // Обсерватория культуры. 2018. № 3.
  13. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство СПб, 2010.
  14. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995.
  15. Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Школа «Языки Русской Культуры», 1997.
  16. Мечковская Н. Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: курс лекций. М.: Академия, 2007.
  17. Матусевич А. П. Современная практика оперы: проблемы режиссерской интерпретации и зрительского восприятия оперных текстов // Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. 2022. № 2 (41).
  18. Ревзина О. О понятии коннотации // Языковая система и ее развитие во времени и пространстве: сб. научных статей к 80-летию проф. К. В. Горшковой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.
  19. Стогний И. С. Коннотативные свойства музыкального текста: монография / Рос. акад. музыки им. Гнесиных. М.: РАМ им. Гнесиных, 2013.
  20. Стогний И. С. Музыкальное произведение в свете теории коннотаций // Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. 2018. № 3 (26).
  21. Юй Ян. И вновь реинтерпретация «Пиковой дамы» А. С. Пушкина – П. И. Чайковского на сцене Берлинского театра // Искусство и образование. 2022. № 4 (138).
  22. Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987.
  23. Doppler B. Oper Frankfurt: Eine Raritat von Tschaikowsky // Tagesspiegel. 15.12.2022. https://www.tagesspiegel.de/kultur/oper-frankfurt-eine-raritat-von-tschaikowsky-8975767.html
  24. Koczubej I. W. Cultus Humani Letum Clarare: VIII Material lat wojennych – jako przedmiot badan naukowych z punktu widzenia metody filozoficznej, akcentujacej znaczenie detali, drobiazgow (res parvulae)… / transl. by A. Urban-Podolan // Searching out World Senses…: (symp. á…ñ May 31—June 15, 2011): Spain: a View from XXI-c.Russia (Intern. Sci. Conf.). – New York; Barcelona, & с.: s. n., 2011.

Информация об авторах

Шао Мэнци

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 апреля 2024.
  • Опубликована: 5 июля 2024.

Ключевые слова

  • оперный текст
  • музыкальный код
  • театральная семиотика
  • искажение первоисточника
  • авторский замысел
  • «говорящие детали»
  • «учение о порядке обыденных вещей»
  • опера П. И. Чайковского «Чародейка»
  • Франкфуртский оперный театр
  • opera text
  • musical code
  • theatrical semiotics
  • distortion of the original source
  • author’s intention
  • “telling details”
  • “Doctrine about the Everyday Things Order”
  • P. I. Tchaikovsky’s opera “The Enchantress ”
  • Frankfurt Opera House

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)