• Научная статья
  • 26 августа 2024
  • Открытый доступ

Интерпретация образного строя картины «Сын человеческий» Р. Магритта в рекламном продукте 2008 г. концерна Volkswagen AG: компаративный подход к анализу рекламы как текста культуры

Аннотация

Цель исследования – с помощью компаративного подхода выявить способы интерпретации художником по рекламе Кириллом Чудинским (рекламная кампания концерна Volkswagen AG 2008 г.) образного строя произведения Рене Магритта «Сын человеческий» и обнаружить основные средства репрезентации культурных смыслов произведения классической живописи в рекламном продукте. В статье рассмотрены особенности творческой интерпретации создателем рекламы образов живописного шедевра классика, а также различные средства художественной репрезентации (аллюзия, символ, аллегория, деперсонификация, антитеза, антропоморфизация), помогающие создать образ рекламной реальности. Научная новизна работы обусловлена тем, что компаративный подход к исследованию рекламного продукта (постера) позволяет дешифровать содержание культурного диалога современного художника с наследием прошлого; обнаружить эстетическую ценность произведения цифровой живописи; выявить аффективные приемы, используемые в процессе создания масспродукта и провоцирующие потребителя рекламы через обнаружение структур культурного текста воспринять опыт классического искусства. Кроме этого, изучаемый рекламный продукт 2008 г. концерна Volkswagen AG ранее не оказывался в центре внимания исследователей. В результате исследования установлено, что, во-первых, интерпретация образа центрального персонажа произведения Р. Магритта дает возможность художнику по рекламе создать героя своего времени, обличить его пороки, при этом вовлекая в интертекстуальный диалог и зрителя. Во-вторых, предлагая свои композиционные решения в постере, К. Чудинский в некоторой степени провоцирует зрителя, иронизируя над подчиненностью современного человека миру вещей и одновременно побуждая его с помощью рекламы приобрести вещь – товар. В-третьих, трансформируя образы неба, моря, человека, являющиеся символическими на полотне бельгийского сюрреалиста, К. Чудинский, с одной стороны, актуализирует реальность рекламного продукта, с другой – инспирирует реципиенту мысль о том, что он станет частью этой реальности в тот момент, как приобретет товар. В-четвертых, интеллектуальная игра создателя рекламы с реципиентом с помощью произведения искусства побуждает потребителя дешифровать культурный текст, т. е. осуществлять когнитивную деятельность, опираясь на знания, ассоциации и память.

Источники

  1. Аникин Е. Е. Стратегия сопоставления в российской и американской рекламе: дисс. ... к. филол. н. Тюмень, 2008.
  2. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: РУДОМИНО, 2001.
  3. Геташвили Н. В. Рене Магритт. М.: Директ-Медиа, 2016.
  4. Загидуллина А. Р. Рене Магритт и Амели Нотомб: особенности взаимовлияния // Челябинский гуманитарий. 2017. № 1 (38).
  5. Заславский О. Б. Язык как подтекст в живописи Р. Магритта // Культура и текст. 2019. № 4 (39).
  6. Маркузе Г. Одномерный человек / пер., предисл., прим. А. Юдина. М.: REFL-book, 1994.
  7. Мощенок Г. Б. Компаративный подход к исследованию периодизации культурного процесса // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 11 (65).
  8. Ноэль Б. Магритт / пер. М. А. Трудолюбова. М.: Слово, 1995.
  9. Павильч А. А. Теоретико-методологическая модель компаративистики в современной культурологии // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 1 (69).
  10. Сибрук Д. Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры / пер. с англ. В. Козлова. М.: Ад Маргинем, 2020.
  11. Степанов Е. В. Социальная реклама в России: функциональные и жанрово-стилистические особенности: дисс. ... к. филол. н. М., 2007.
  12. Шарабарина Н. Э. Коммуникации в системе «Паблик Рилейшнз»: модели функционирования и типологические характеристики текстов: дисс. ... к. филол. н. М., 2004.

Информация об авторах

Волкова Виктория Борисовна

д. филол. н., доц.

Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 июля 2024.
  • Опубликована: 26 августа 2024.

Ключевые слова

  • рекламный продукт
  • средства художественной репрезентации
  • компаративный подход к исследованию рекламы
  • концерн Volkswagen AG
  • Р. Магритт «Сын человеческий»
  • advertising product
  • means of artistic representation
  • comparative approach to advertising research
  • Volkswagen AG
  • R. Magritte “The Son of Man”

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)