• Научная статья
  • 28 августа 2024
  • Открытый доступ

Национальные певческие голоса Советского Союза в 1920-х годах

Аннотация

Цель исследования – определить способы описания национального голоса в 1920-е годы. При всех множественных функциях голоса, наиболее ярко таковой проявляется именно в пении, и, соответственно, по отношению к пению он проходит наибольшую теоретизацию среди музыкальных критиков. Тело советского певца маркируется через социальный класс, топос и этничность и наделяется множественными эмоционально окрашенными характеристиками. Безусловно, многие певцы того времени именно благодаря голосовым особенностям, часто маркируемым современниками этнической «природой», «натуральностью», с одной стороны, сформировали музыкальную моду на многие десятилетия, с другой же – подвергались преследованиям. Данное исследование будет посвящено анализу этих характеристик. Новизна работы определяется использованием подходов к голосу, характерных для культурных исследований и западной философии звука, идущей от работ Р. Барта, Ж. Деррида и М. Долара, применительно к проблемам и задачам сферы советологии. В результате исследования выделены несколько кластеров национальных голосов: первый из них – это еврейские, цыганские и малороссийские голоса, маркируемые преимущественно через классовую и политическую принадлежность. Второй же – это кавказские и среднеазиатские голоса, для науки и критики того времени, наоборот, имеющие чисто колониально-этнографические характеристики. Сделаны выводы о высоком уровне теоретизации и политическом понимании человеческого голоса в раннесоветское время.

Источники

  1. Азимов К. Х. Первый этап зарождения узбекского оперного дирижирования. Ташкент: Проблемы науки, 2023.
  2. Булгакова О. Голос как культурный феномен. М.: Новое литературное обозрение, 2015.
  3. Иванова Т. Г. Плачи о Ленине в свете фольклорной традиции и советской идеологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. 2006. Т. 1.
  4. Махотина И. Ю. Цыгане / отв. ред. Н. Г. Деметер, А. В. Черных; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. М.: Наука, 2018.
  5. Неклюдов С. Ю. Все кирпичики, да кирпичики… // Шиповник. Историко-филологический сборник к 60-летию Р. Д. Тименчика. М.: Водолей Publishers, 2005.
  6. Туланова Д. Ж. Формирование и специфика развития пейзажной живописи Узбекистана // Европейский журнал искусствоведения и культурологии. 2022. № 1.
  7. Фолиева Т. А. Антирелигиозные фильмы и борьба с антисемитизмом в 20-30 гг. XX в. в Советском союзе // Народы и религии Евразии. 2023. Т. 28. № 1.
  8. Хамидова М. А. У истоков узбекского музыкального театра (студии, учителя, первые опыты: 1920-1930-е гг.) // Культурный код. 2021. № 2.
  9. Юстус У. Вторая смерть Ленина: функция плача в период перехода от культа Ленина к культу Сталина // Соцреалистический канон: сб. статей / cост. Х. Гюнтер. СПб.: Академический Проект, 2000.
  10. Barthes R. The Grain of the Voice // The Sound Studies Reader / ed. by J. Sterne. L.: Routledge, 2012.
  11. Cavarero A. Multiple Voices // The Sound Studies Reader / ed. by J. Sterne. L.: Routledge, 2012.

Информация об авторах

Ладыгин Владислав Сергеевич

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 18 июля 2024.
  • Опубликована: 28 августа 2024.

Ключевые слова

  • советский голос
  • национальный голос
  • советская музыкальная культура
  • авангард
  • периодика 1920-х гг
  • музыкальная критика
  • Soviet voice
  • national voice
  • soviet music culture
  • avant-garde
  • periodicals of the 1920s
  • music criticism

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)