Принципы, содержание и эволюция учебной программы подготовки кинорежиссеров «Гранит кинонауки» (1933) Сергея Эйзенштейна
Аннотация
Цель исследования – представить первую авторскую программу подготовки кинорежиссеров, во-первых, как новаторский системный образовательный продукт, во-вторых, как позиционирование эстетической концепции Сергея Эйзенштейна. Авторы ставят целью анализ принципов и содержания учебной программы подготовки кинорежиссеров «Гранит кинонауки» (1933) Сергея Эйзенштейна, а также ее последующей эволюции в виде «Программы преподавания теории и практики режиссуры» (1936). Эйзенштейн явился разработчиком первой программы подготовки кинорежиссеров, положения которой были включены в его фундаментальные работы «Метод» и «Монтаж». Эйзенштейн предложил оригинальный метод обучения – режиссерский практикум, основанный на коллективной работе, групповой дискуссии для обнаружения противоречий и построения художественных образов. Научная новизна обусловлена выявлением фундаментальных принципов и основ становления отечественного и мирового режиссерского обучения; доказательством того, что любая образовательная программа является гибкой, трансформируемой системой, в основу которой положено совместное стремление учителя и учеников к поиску истины. В статье также рассматривается эволюция данной программы. После опубликования программа подверглась критике и самокритике, и в 1936 г. появился ее новый вариант – «Программа преподавания теории и практики режиссуры». В результате исследования установлено, что в программе «Гранит кинонауки» Эйзенштейном были определены принципы педагогики кино и в целом ориентиры режиссерского образования Высшего государственного института кинематографии (ВГИКа). Программа стала основой лекционного курса, прочитанного режиссером в 1933-1936 гг. во ВГИКе.
Источники
- Баканов Д. В. Что режиссер в грядущем нам готовит? // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 2 (64).
- Кичин В. Клейман: драмы и заветы кинорежиссера Сергея Эйзенштейна // Российская газета. 19.01.2023. https://rg.ru/2023/01/19/bitvy-titanov.html
- Кулешов Л. В. Начальные вехи // Воспоминания о ВГИКе: сборник / сост.: В. В. Виноградов, В. С. Малышев, М. А. Пальшкова. М.: ВГИК, 2014.
- Марков О. И. Современные проблемы подготовки режиссеров театрализованных и традиционных форм досуга в условиях высшего художественно-педагогического образования // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2012. Т. 194.
- Поляков В. Н. Современные требования к студенту и выпускнику режиссерской дисциплины // Символ науки. 2015. № 8.
- Снежко А. А., Мельникова С. И. К проблеме становления отечественного кинообразования. Творческая программа С. Эйзенштейна обучения основам кинорежиссуры // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 2.
- Степанова И. В. Традиционные компоненты театральной педагогики в вузах культуры и искусств // Культура и искусство (Таджикистан). 2018. № 2.
- Теория и практика преподавания кинорежиссуры (из педагогического наследия С. М. Эйзенштейна) / сост. и автор примеч. Е. С. Левин. М.: ВГИК, 1988.
- Эйзенштейн для XXI века: сборник статей / ред.-сост. Н. И. Клейман. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2020.
- Эйзенштейн С. М. Метод / cост., авт. предисл. и коммент. Н. И. Клейман. М.: Музей кино; Эйзенштейн-центр, 2002. Т. 1. Grundproblem; Т. 2. Тайны мастеров.
- Burenina-Petrova O. Montazh attrakcionov Sergeja Eisensteina v kontekste modelirovanija ekscentricheskoj poetiki avangarda // Problemy poetiki i stixovedenija: mezhdunarodnaja nauchno-teoreticheskaja konferencija (Almaty, 24-25 May 2012). Almaty, 2012.
- Gichuki A. Sergei Eisenstein: Contributions to Montage Theory and Cinema // African Journal of Emerging Issues. 2023. Vol. 5. Iss. 1.
- Kepley V. Eisenstein as Pedagogue // Quarterly Review of Film and Video. 1990. Vol. 14. Iss. 4.
- Kuch U. Transmission of Knowledge: Eisenstein, Le Corbusier, and Montage as Image Practice in Film and Architecture // Dimensions. Journal of Architectural Knowledge. 2022. Vol. 2. Iss. 4.
- Morris N. Eisenstein: Revolutionary and International Modernist // The Yearbook of English Studies. 2020. Vol. 50. Iss. 1.
- Nesbet A. Savage Junctures: Sergei Eisenstein and the Shape of Thinking. N. Y.: I. B. Tauris, 2003.
- Salazkina M. In Excess: Sergei Eisenstein’s Mexico. Chicago: University of Chicago Press, 2009.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 1 сентября 2024.
- Опубликована: 10 октября 2024.
Ключевые слова
- Сергей Эйзенштейн
- кинорежиссура
- учебная программа «Гранит кинонауки»
- режиссерский практикум
- авторская педагогика
- режиссерское образование
- Sergei Eisenstein
- film directing
- curriculum “Granite of Film Science”
- directing practicum
- authorial pedagogy
- directing education
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»