• Научная статья
  • 10 октября 2024
  • Открытый доступ

Принципы, содержание и эволюция учебной программы подготовки кинорежиссеров «Гранит кинонауки» (1933) Сергея Эйзенштейна

Аннотация

Цель исследования – представить первую авторскую программу подготовки кинорежиссеров, во-первых, как новаторский системный образовательный продукт, во-вторых, как позиционирование эстетической концепции Сергея Эйзенштейна. Авторы ставят целью анализ принципов и содержания учебной программы подготовки кинорежиссеров «Гранит кинонауки» (1933) Сергея Эйзенштейна, а также ее последующей эволюции в виде «Программы преподавания теории и практики режиссуры» (1936). Эйзенштейн явился разработчиком первой программы подготовки кинорежиссеров, положения которой были включены в его фундаментальные работы «Метод» и «Монтаж». Эйзенштейн предложил оригинальный метод обучения – режиссерский практикум, основанный на коллективной работе, групповой дискуссии для обнаружения противоречий и построения художественных образов. Научная новизна обусловлена выявлением фундаментальных принципов и основ становления отечественного и мирового режиссерского обучения; доказательством того, что любая образовательная программа является гибкой, трансформируемой системой, в основу которой положено совместное стремление учителя и учеников к поиску истины. В статье также рассматривается эволюция данной программы. После опубликования программа подверглась критике и самокритике, и в 1936 г. появился ее новый вариант – «Программа преподавания теории и практики режиссуры». В результате исследования установлено, что в программе «Гранит кинонауки» Эйзенштейном были определены принципы педагогики кино и в целом ориентиры режиссерского образования Высшего государственного института кинематографии (ВГИКа). Программа стала основой лекционного курса, прочитанного режиссером в 1933-1936 гг. во ВГИКе.

Источники

  1. Баканов Д. В. Что режиссер в грядущем нам готовит? // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 2 (64).
  2. Кичин В. Клейман: драмы и заветы кинорежиссера Сергея Эйзенштейна // Российская газета. 19.01.2023. https://rg.ru/2023/01/19/bitvy-titanov.html
  3. Кулешов Л. В. Начальные вехи // Воспоминания о ВГИКе: сборник / сост.: В. В. Виноградов, В. С. Малышев, М. А. Пальшкова. М.: ВГИК, 2014.
  4. Марков О. И. Современные проблемы подготовки режиссеров театрализованных и традиционных форм досуга в условиях высшего художественно-педагогического образования // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2012. Т. 194.
  5. Поляков В. Н. Современные требования к студенту и выпускнику режиссерской дисциплины // Символ науки. 2015. № 8.
  6. Снежко А. А., Мельникова С. И. К проблеме становления отечественного кинообразования. Творческая программа С. Эйзенштейна обучения основам кинорежиссуры // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 2.
  7. Степанова И. В. Традиционные компоненты театральной педагогики в вузах культуры и искусств // Культура и искусство (Таджикистан). 2018. № 2.
  8. Теория и практика преподавания кинорежиссуры (из педагогического наследия С. М. Эйзенштейна) / сост. и автор примеч. Е. С. Левин. М.: ВГИК, 1988.
  9. Эйзенштейн для XXI века: сборник статей / ред.-сост. Н. И. Клейман. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2020.
  10. Эйзенштейн С. М. Метод / cост., авт. предисл. и коммент. Н. И. Клейман. М.: Музей кино; Эйзенштейн-центр, 2002. Т. 1. Grundproblem; Т. 2. Тайны мастеров.
  11. Burenina-Petrova O. Montazh attrakcionov Sergeja Eisensteina v kontekste modelirovanija ekscentricheskoj poetiki avangarda // Problemy poetiki i stixovedenija: mezhdunarodnaja nauchno-teoreticheskaja konferencija (Almaty, 24-25 May 2012). Almaty, 2012.
  12. Gichuki A. Sergei Eisenstein: Contributions to Montage Theory and Cinema // African Journal of Emerging Issues. 2023. Vol. 5. Iss. 1.
  13. Kepley V. Eisenstein as Pedagogue // Quarterly Review of Film and Video. 1990. Vol. 14. Iss. 4.
  14. Kuch U. Transmission of Knowledge: Eisenstein, Le Corbusier, and Montage as Image Practice in Film and Architecture // Dimensions. Journal of Architectural Knowledge. 2022. Vol. 2. Iss. 4.
  15. Morris N. Eisenstein: Revolutionary and International Modernist // The Yearbook of English Studies. 2020. Vol. 50. Iss. 1.
  16. Nesbet A. Savage Junctures: Sergei Eisenstein and the Shape of Thinking. N. Y.: I. B. Tauris, 2003.
  17. Salazkina M. In Excess: Sergei Eisenstein’s Mexico. Chicago: University of Chicago Press, 2009.

Информация об авторах

Пеньковская Инна Игоревна

Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

Сложеникина Юлия Владимировна

д. филол. н.

Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 сентября 2024.
  • Опубликована: 10 октября 2024.

Ключевые слова

  • Сергей Эйзенштейн
  • кинорежиссура
  • учебная программа «Гранит кинонауки»
  • режиссерский практикум
  • авторская педагогика
  • режиссерское образование
  • Sergei Eisenstein
  • film directing
  • curriculum “Granite of Film Science”
  • directing practicum
  • authorial pedagogy
  • directing education

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)