• Эссе
  • 11 октября 2024
  • Открытый доступ

Комментарий очерка Сергея Слонимского «Скандалист поневоле: хроника хронического стресса – 1943-1971» из книги «Заметки на полях нотной тетради»

Аннотация

Цель исследования – прокомментировать вторую часть «Заметок на полях нотной тетради» С. М. Слонимского, написанную автором в 2002 году. В статье публикуется и комментируется второй очерк книги автора «Скандалист поневоле: хроника хронического стресса – 1943-1971» (первый очерк опубликован в прошлом номере журнала: Слонимская Р. Н. Комментарий очерка Сергея Слонимского «Мифы и реальность: о ложных репутациях» из книги «Заметки на полях нотной тетради» // Pan-Art. 2024. Том 4. Выпуск 3). Узловыми сюжетами рассуждений автора второго очерка также являются темы нравственно-этических вопросов в социуме композиторов. Эти темы раскрываются в ином ключе – в непосредственной связи с жизнью композитора С. М. Слонимского в хронологической последовательности. В силу ограниченности объёма статьи весь материал очерка условно поделён на три части: первая статья посвящена послевоенному периоду жизни до начала 1970-х годов; вторая раскрывает события последней четверти ХХ века – 1972-1991 годов; в третьей схвачены «скандалы» последнего десятилетия ХХ – начала XXI века – 1992-2002 годов. Научная новизна исследования определяется тем, что это первый комментарий очерка из личного архива композитора, ставший достоянием широкой читательской аудитории. Его написание обусловлено обострением кризиса нравственных ценностей современного человека. В результате исследования установлены и подтверждены позиции С. М. Слонимского в неизменности сложившегося нравственно-этического порядка и непримиримость автора к проявлениям зла, зависти и предательства в композиторской среде и музыкально-педагогической деятельности.

Источники

  1. Аксюк С. В. Мысли композитора // Советская музыка. 1959. № 1.
  2. Вольные мысли: к Юбилею С. Слонимского / ред.-сост. Т. Зайцева, Р. Слонимская. СПб.: Композитор, 2003.
  3. Воронцов Н. «Голос из хора» // Советская культура. 1967. 1 апреля.
  4. Дудинцев В. Д. Не хлебом единым. Роман. М.: Советский писатель, 1957.
  5. Мейлах Б. С. Литературоведение // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. М.: Советская энциклопедия, 1967. Т. 4.
  6. Николай Метнер. Незабытые мотивы: к 140-летию композитора: сб. ст. и материалов / ред.-сост. Е. Б. Долинская; отв. ред. М. Г. Валитова. М.: Московская консерватория, 2021.
  7. Пурталес Г. Шопен / пер. с фр. яз. А. Ставрина. М.: Классика-ХХI, 2001.
  8. Пурталес Г. Шопен. М. – Л.: Госиздат, 1928.
  9. Рахманинов С. В. Литературное наследие: в 3 т. / сост.-ред., автор вступ. ст., комм. указателей З. А. Апетян. М.: Советский композитор, 1978. Т. 1.
  10. Слонимская Р. Н. Чувство пути. Композитор Владимир Щербачев. Монографический сборник. СПб.: Композитор, 2006.
  11. Слонимский С. М. «Антифоны» для струнного квартета. Hamburg: Sikorski, 1975.
  12. Слонимский С. М. «Антифоны» для струнного квартета. Л.: Советский композитор, 1983.
  13. Слонимский С. М. Бурлески, элегии и дифирамбы в презренной прозе. СПб.: Композитор, 2000.
  14. Слонимский С. М. Варшавская осень – 69 // Советская музыка. 1970a. № 1.
  15. Слонимский С. М. Воспоминания школьных лет // Musicus. 2016. № 3.
  16. Слонимский С. М. И. Шварц. Симфония. Л.: Советский композитор, 1958.
  17. Слонимский C. М. «Искусство живое, современное» // Советская музыка. 1969. № 3.
  18. Слонимский С. М. Карнавальная увертюра: для симфонического оркестра (1957). Посвящена А. Янсонсу. Л.: Советский композитор, 1959.
  19. Слонимский С. М. «Лирические строфы» на стихи. Е. Рейна. Л. – М.: Советский композитор, 1970b.
  20. Слонимский С. М. Они в горах живут высоко // Ленинградская правда. 1968. № 70. 22 марта.
  21. Слонимский С. М. Победа «Стеньки Разина» // Советская музыка. 1965. № 4.
  22. Слонимский С. М. Польские строфы для меццо-сопрано и флейты (1963). СПб.: Композитор, 1998.
  23. Слонимский С. М. Симфонии Прокофьева. Опыт исследования. М. – Л.: Музыка, 1964.
  24. Слонимский С. М. Симфония № 1: для симфонического оркестра. Л.: Советский композитор, 1963.
  25. Слонимский С. М. Шесть романсов на стихи. А. Ахматовой: для голоса и фортепиано. Л.: Музыка, 1982.
  26. Томашевский Б. В. Писатель и книга: очерк текстологии. М.: Прибой, 1928.
  27. Центральная музыкальная школа в воспоминаниях: сб. статей, эссе и интервью. Изд-е 2-е, испр. и доп. / сост. и отв. ред. М. М. Берлинчик; предисловие А. Н. Якупова. М.: Центральная музыкальная школа при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, 2010.
  28. Щербачев В. В. Статьи, материалы, письма / сост. Р. Н. Слонимская; ред. А. Н. Крюков. Л.: Советский композитор, 1985.
  29. Эйхенбаум Б. М. Основы текстологии // Редактор и книга: сборник статей. М.: Искусство, 1962. Вып. 3.

Информация об авторах

Слонимская Раиса Николаевна

Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 сентября 2024.
  • Опубликована: 11 октября 2024.

Ключевые слова

  • С. М. Слонимский
  • кризис нравственных ценностей
  • композиторская среда
  • музыкально-педагогическая деятельность
  • нравственно-этические вопросы
  • S. M. Slonimsky
  • crisis of moral values
  • composers’ milieu
  • music teaching
  • moral and ethical issues

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)