Отражение религиозно-философского синкретизма школы «сюань сюэ» в категориях «кай-хэ» китайского пейзажа
Аннотация
Цель настоящего исследования заключается в выявлении причинно-следственной связи между становлением феномена китайского пейзажа как самостоятельного живописного жанра в период династий Тан и Сун VI-XIII веков и влиянием на него религиозно-философского синкретизма китайской школы «сюань сюэ». В статье анализируется взаимовлияние идейно-художественных программ пейзажной живописи в категориях «кай-хэ» и синкретизма китайской религиозно-философской картины мира периода VI-XIII вв. В ходе исследования авторы доказывают, что традиционный китайский пейзаж нельзя рассматривать чисто эстетически, только лишь как художественное произведение в отрыве от главного религиозно-философского содержания, поскольку китайский пейзаж представляет собой религиозно-философскую духовную практику (сродни медитации), что составляет научную новизну исследования. Авторы в итоге заключают, что традиционный китайский пейзаж следует воспринимать как своеобразное «восточное богословие», отображаемое в красках, применяя аналогию с христианской иконописной традицией (изографией).
Источники
- Ван Вэй. О живописи // Китайское искусство: принципы, школы, мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М.: Люкс, 2004a.
- Ван Вэй. Тайны живописи // Китайское искусство: принципы, школы, мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М.: Люкс, 2004b.
- Ван Ян, Орлов И. И., Бердник Т. О. Синкретизм картины мира, оказавший влияние на традиционную пейзажную живопись Китая // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник Российского государственного художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова. 2024. № 1-1.
- Виноградова Н. А. Китайская пейзажная живопись. М.: Наука, 1972.
- Го Жо-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал. М.: Наука, 1978.
- Го Си. «Высокий смысл лесов и потоков» // Китайское искусство: принципы, школы, мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М.: Люкс, 2004.
- Завадская Е. В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.: Искусство, 1975.
- Лисевич И. С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. М.: Восточная литература, 1979.
- Лю Шичжун. История традиционной китайской живописи / пер. с кит. В. А. Ефановой. М.: Шанс, 2019.
- Малявин В. В. Китайское искусство: принципы, школы, мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М.: Люкс, 2004.
- Роули Дж. Принципы китайской живописи // Китайское искусство: принципы, школы, мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М.: Люкс, 2004.
- Се Хэ. Шесть законов живописи // Китайское искусство: принципы, школы, мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М.: Люкс, 2004.
- Тань Аошуан. Китайская картина мира: Язык, культура, ментальность. М.: Языки славянской культуры, 2004.
- Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии / пер. Р. В. Котенко; науч. ред. Е. А. Торчинов. СПб.: Евразия, 2017.
- Чжу Цзиньсюань. Записки о прославленных живописцах династии Тан // Китайское искусство: принципы, школы, мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М.: Люкс, 2004.
- Шэнь Гуа. О живописи // Китайское искусство: принципы, школы, мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М.: Люкс, 2004.
- Cahill J. Chinese Painting: Album. N. Y., 1960.
- Sakanishi S. The Spirit of the Brush. L., 1939.
- Siren O. The Chinese on the Art of Painting: Texts by the Painter-Critics, from the Han through the Ch'ing Dynasties. N. Y.: Dover Publications, 2005.
- 任昕. 庄子思想与中国绘画精神—兼谈中西绘画差异东方丛刊. 广西外国文学学会. 出版单位: 广西师范大学出版社, 2000 (Рен Синь. Мысли Чжуанцзы и дух китайской живописи – о различиях между китайской и западной живописью. Гуанси: Ассоциация иностранной литературы Гуанси; Изд-во Педагогического университета Гуанси, 2000).
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 4 октября 2024.
- Опубликована: 14 ноября 2024.
Ключевые слова
- неоконфуцианство
- неодаосизм
- школа «сюань сюэ»
- принцип «кай-хэ»
- идейно-художественные программы
- традиционный китайский пейзаж
- династия Тан
- династия Сун
- Neo-Confucianism
- Neo-Daoism
- school “Xuanxue”
- principle “kai-hаe”
- ideological and artistic programs
- traditional Chinese landscape
- Tang dynastу
- Song dynasty
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»