• Научная статья
  • 14 ноября 2024
  • Открытый доступ

Отражение религиозно-философского синкретизма школы «сюань сюэ» в категориях «кай-хэ» китайского пейзажа

Аннотация

Цель настоящего исследования заключается в выявлении причинно-следственной связи между становлением феномена китайского пейзажа как самостоятельного живописного жанра в период династий Тан и Сун VI-XIII веков и влиянием на него религиозно-философского синкретизма китайской школы «сюань сюэ». В статье анализируется взаимовлияние идейно-художественных программ пейзажной живописи в категориях «кай-хэ» и синкретизма китайской религиозно-философской картины мира периода VI-XIII вв. В ходе исследования авторы доказывают, что традиционный китайский пейзаж нельзя рассматривать чисто эстетически, только лишь как художественное произведение в отрыве от главного религиозно-философского содержания, поскольку китайский пейзаж представляет собой религиозно-философскую духовную практику (сродни медитации), что составляет научную новизну исследования. Авторы в итоге заключают, что традиционный китайский пейзаж следует воспринимать как своеобразное «восточное богословие», отображаемое в красках, применяя аналогию с христианской иконописной традицией (изографией).

Источники

  1. Ван Вэй. О живописи // Китайское искусство: принципы, школы, мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М.: Люкс, 2004a.
  2. Ван Вэй. Тайны живописи // Китайское искусство: принципы, школы, мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М.: Люкс, 2004b.
  3. Ван Ян, Орлов И. И., Бердник Т. О. Синкретизм картины мира, оказавший влияние на традиционную пейзажную живопись Китая // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник Российского государственного художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова. 2024. № 1-1.
  4. Виноградова Н. А. Китайская пейзажная живопись. М.: Наука, 1972.
  5. Го Жо-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал. М.: Наука, 1978.
  6. Го Си. «Высокий смысл лесов и потоков» // Китайское искусство: принципы, школы, мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М.: Люкс, 2004.
  7. Завадская Е. В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.: Искусство, 1975.
  8. Лисевич И. С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. М.: Восточная литература, 1979.
  9. Лю Шичжун. История традиционной китайской живописи / пер. с кит. В. А. Ефановой. М.: Шанс, 2019.
  10. Малявин В. В. Китайское искусство: принципы, школы, мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М.: Люкс, 2004.
  11. Роули Дж. Принципы китайской живописи // Китайское искусство: принципы, школы, мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М.: Люкс, 2004.
  12. Се Хэ. Шесть законов живописи // Китайское искусство: принципы, школы, мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М.: Люкс, 2004.
  13. Тань Аошуан. Китайская картина мира: Язык, культура, ментальность. М.: Языки славянской культуры, 2004.
  14. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии / пер. Р. В. Котенко; науч. ред. Е. А. Торчинов. СПб.: Евразия, 2017.
  15. Чжу Цзиньсюань. Записки о прославленных живописцах династии Тан // Китайское искусство: принципы, школы, мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М.: Люкс, 2004.
  16. Шэнь Гуа. О живописи // Китайское искусство: принципы, школы, мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М.: Люкс, 2004.
  17. Cahill J. Chinese Painting: Album. N. Y., 1960.
  18. Sakanishi S. The Spirit of the Brush. L., 1939.
  19. Siren O. The Chinese on the Art of Painting: Texts by the Painter-Critics, from the Han through the Ch'ing Dynasties. N. Y.: Dover Publications, 2005.
  20. 任昕. 庄子思想与中国绘画精神—兼谈中西绘画差异东方丛刊. 广西外国文学学会. 出版单位: 广西师范大学出版社, 2000 (Рен Синь. Мысли Чжуанцзы и дух китайской живописи – о различиях между китайской и западной живописью. Гуанси: Ассоциация иностранной литературы Гуанси; Изд-во Педагогического университета Гуанси, 2000).

Информация об авторах

Ван Ян

Российский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова, г. Москва

Орлов Игорь Иванович

д. иск., проф.

Липецкий государственный технический университет

Бердник Татьяна Олеговна

к. филос. н., доц.

Донской государственный университет, г. Ростов-на-Дону

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 октября 2024.
  • Опубликована: 14 ноября 2024.

Ключевые слова

  • неоконфуцианство
  • неодаосизм
  • школа «сюань сюэ»
  • принцип «кай-хэ»
  • идейно-художественные программы
  • традиционный китайский пейзаж
  • династия Тан
  • династия Сун
  • Neo-Confucianism
  • Neo-Daoism
  • school “Xuanxue”
  • principle “kai-hаe”
  • ideological and artistic programs
  • traditional Chinese landscape
  • Tang dynastу
  • Song dynasty

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)