• Научная статья
  • 20 ноября 2024
  • Открытый доступ

Особенности фортепианного репертуара и специфика его преподнесения в формате видеоклипа (на примере видеопродукции звукозаписывающей фирмы “Deutsche Grammophon”)

Аннотация

Цель исследования – выявление особенностей фортепианного репертуара и специфики его преподнесения в формате видеоклипа. Научная новизна работы заключается в том, что видеоклип впервые рассматривается как форма презентации современного фортепианного исполнительства. В ходе исследования определены факторы, влияющие на выбор фортепианного репертуара, установлена их связь с техническими особенностями данного формата и его направленностью на широкую интернет-аудиторию. Также показано, в какой мере особенности фортепианного репертуара, представленного в видеоклипах, отражают современные исполнительские тенденции. В результате выявлена просветительская и популяризаторская функции видеоклипа, его роль как площадки для творческих экспериментов исполнителей.

Источники

  1. Бажанов Н. С. Современное фортепианное исполнительское искусство: направления и тенденции развития // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусства. 2012. № 12.
  2. Бажанов Н. С. Фортепианные конкурсы и современное исполнительское искусство // Вестник музыкальной науки. 2016. № 3 (13).
  3. Бородин Б. Б. Феномен фортепианной транскрипции: опыт комплексного исследования: автореф. дисс. … д. иск. М., 2006.
  4. Бородин Б. Б. Фортепианная транскрипция как зеркало современного пианизма (заметки о III фестивале «Фортепианная транскрипция: история и современность») // Музыкант-Классик. 2011. № 3-4.
  5. Гульд Г. Перспективы звукозаписи // Гульд Г. Избранное: в 2 кн. М.: Классика-XXI, 2006. Кн. 2.
  6. Иванчей Н. П. Фортепианная транскрипция в русской музыкальной культуре XIX века: автореф. дисс. … к. иск. Ростов н/Д, 2009.
  7. Карабанова А. А. Интернет как новая «жизненная» среда для классического музыканта и слушателя: к постановке проблемы // Общество. Среда. Развитие. 2015. № 2.
  8. Карабанова А. А. Фортепианное исполнительство в современной культуре Санкт-Петербурга: институционально-морфологический аспект: автореф. дисс. … к. иск. СПб., 2016.
  9. Кузуб Т. И. Музыкальная культура XX века как феномен эпохи глобализации: автореф. дисс. … к. культ. Екатеринбург, 2010.
  10. Мазиков А. А. Постмодернистская стратегия интерпретации текста и фортепианное исполнительское искусство // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Вып. 43-1.
  11. Мазиков А. А. Фортепианное исполнительское искусство в культурном пространстве постмодернизма: автореф. дисс. … к. иск. СПб., 2008.
  12. Монсенжон Б. Глен Гульд. Нет, я не эксцентрик! / пер. с фр. М. Ивановой-Аннинской. М.: Классика-XXI, 2008.
  13. Мурадян Г. В. Виртуозность как феномен в истории фортепианной культуры последних десятилетий XX и начала XXI века // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6.
  14. Стракович Ю. В. Музыкальная культура в цифровую эпоху: трансформация социального функционирования: автореф. дисс. … к. культ. М., 2010.
  15. Стракович Ю. В. Цифролюция. Что случилось с музыкой в XXI веке. М.: Классика-ХХI, 2014.
  16. Теребихин Н. М. Метафизика Севера. Архангельск, 2004.
  17. Храмов В. Б. Интернет-трансляция фортепианных концертов как феномен современной культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 5 (97).
  18. Хрущева Н. А. Метамодерн в музыке и вокруг нее. М.: РИПОЛ Классик, 2020.
  19. Шак Т. Ф. Музыка в структуре медиатекста: на материале художественного и анимационного кино: автореф. дисс. … д. иск. Ростов н/Д, 2010.
  20. Curran T. W. Recording classical music in Britain: The long 1950s. Oxford: Wadham College, University of Oxford, Trinity Term, 2015.
  21. Katz M. Capturing Sound: How Technology Has Changed Music. Berkeley – Los Angeles – L.: University of California Press, 2004.
  22. Stoller T. Classical music on UK radio 1945-1995: Doctoral dissertation. Poole, 2015.

Информация об авторах

Чванова Татьяна Петровна

Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 октября 2024.
  • Опубликована: 20 ноября 2024.

Ключевые слова

  • формат видеоклипа
  • интернет-коммуникация
  • исполнительский репертуар
  • тенденции современного исполнительства
  • фортепианное исполнительство
  • video clip format
  • Internet communication
  • performing repertoire
  • trends in contemporary performance
  • piano performance

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)