• Научная статья
  • 26 ноября 2024
  • Открытый доступ

Специфика инфографики в китайском учебнике «История» для старших классов

Аннотация

Цель исследования – выявить ключевые особенности и черты инфографики в китайском учебнике «История» для старших классов. В статье проведен теоретический обзор исследований инфографики, представленной в учебных изданиях китайских авторов. Научная новизна заключается в том, что на основе обобщения особенностей дизайна инфографик в учебниках по истории автором были выделены уникальные требования к дизайну инфографик: дополнительность, обобщенность, многоуровневость, последовательность и связность. Кроме того, автором была обнаружена тесная взаимосвязь между характеристиками инфографики, такими как четкость и читаемость, точность, разнообразие, ассоциативность, дополнительность, и конкретным учебным предметом. Проведен количественный и качественный анализ инфографики в учебнике по истории, изданном в КНР в 2007 году и являющемся широко используемым в системе обучения старшеклассников. Отмечается, что дизайн инфографики должен соответствовать как общим образовательным стандартам, так и одновременно удовлетворять специфическим учебным потребностям дисциплины. При проведении качественного анализа инфографик учебника «История» внимание уделялось общим требованиям их дизайна, включающим четкость и читаемость, точность, ассоциативность. Эти стандарты гарантируют эффективность передачи информации инфографикой и отсутствие искажений. К особенностям дизайна инфографик были отнесены уникальные требования: дополнительность, обобщенность, многоуровневость, последовательность и связность. Результаты исследования показали, что данные особенности делают инфографику в учебниках по истории не просто вспомогательным инструментом учебного процесса, но и важным стимулом развития исторического мышления школьников, соединяющим историческую теорию с практическим пониманием и повышающим качество преподавания.

Источники

  1. Меденцева Н. П. Инфографика на занятиях по культуре речи как инструмент конвергенции информации, полученной из медиаисточников // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. Казань, 2017.
  2. Bernard R. M. Using extended captions to improve learning from instructional illustrations // British Journal of Educational Technology. 1990. Vol. 21. Iss. 3.
  3. Knowledge Acquisition from Text and Pictures / eds. H. Mandl, J. R. Levin. Amsterdam: Elsevier, 1989.
  4. 韦丹妹. 大陆与台湾高中历史教材插图的比较研究. 天津:天津师范大学, 2015 (Вэй Данмэй. Сравнительное исследование иллюстраций в учебниках истории средних школ Китая и Тайваня. Тяньцзинь: Тяньцзиньский педагогический университет, 2015).
  5. 刘亭. 中英历史教科书副课文系统比较. 上海: 华东师范大学, 2011 (Лю Тин. Сравнение системы дополнительных текстов в учебниках истории Китая и Великобритании. Шанхай: Восточно-Китайский педагогический университет, 2011).
  6. 国家教育委员会中小学教材审定标准 / 中国国家教育委员会. 北京, 1987 (Стандарты утверждения учебников для начальных и средних школ / Государственный комитет по образованию Китайской Народной Республики. Пекин, 1987).
  7. 唐益东. 论中学历史教学中教科书插图的运用. 長沙市: 湖南师范大学, 2015 (Тан Идун. Об использовании иллюстраций в учебниках истории в средней школе. Чанша: Хунаньский педагогический университет, 2015).
  8. 黄应芳. 浅析历史图片在高中历史教学中的重要作用 // 中学政史地. 2019. № 8 (Хуан Инфан. Краткий анализ важной роли исторических изображений в преподавании истории в старшей школе // Средняя школа: политика, история и география. 2019. № 8).
  9. 黄牧航. 中学历史教材研究. 北京: 长春出版社, 2013 (Хуан Мухан. Исследование учебников истории для средней школы. Пекин: Чанчунь, 2013).
  10. 10. 朝乐门. 数据故事的内涵、生成及应用研究 // 中国图书馆学报. 2024. № 50 (3). (Чжао Лэмэнь. Исследование содержания, создания и применения историй данных // Журнал библиотековедения Китая. 2024. № 50 (3)).
  11. 严黎明. 教科书图表在高中历史教学中的运用研究. 蘭州市: 西北师范大学, 2014 (Янь Лимин. Исследование использования графиков и диаграмм в учебниках по истории для старших классов – на примере обязательных учебников по истории от Народного издательства образования. Ланьчжоу: Северо-Западный педагогический университет, 2014).

Информация об авторах

Люй Сывэнь

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 августа 2024.
  • Опубликована: 26 ноября 2024.

Ключевые слова

  • инфографика в учебниках
  • китайские учебники истории
  • дизайн инфографики
  • образовательные стандарты инфографики
  • infographics in textbooks
  • Chinese history textbooks
  • infographic design
  • educational standards for infographics

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)