• Научная статья
  • 24 января 2025
  • Открытый доступ

Технология иммерсивного театра в музыкально-творческом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Аннотация

В статье выявляется взаимосвязь иммерсивного театра с музыкально-творческим воспитанием детей старшего дошкольного возраста и комплексными подходами к нему. Театрализация как компонент музыкально-творческого развития детей активно обсуждался психологами и педагогами XX века. На сегодняшний день театрализация приобрела новый формат иммерсивного театра, который имеет в своей основе элементы игры и интегративности, специфику вовлечения детей в мультисенсорные переживания и полного погружения в смоделированную ситуацию. С опорой на теорию театрально-игрового подхода к развитию детского творчества Л. С. Выготского в данной статье рассматриваются пути интеграции метода иммерсивного театра в процесс музыкально-творческого воспитания детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования – выявление путей применения технологии иммерсивного театра в музыкально-творческом воспитании детей 5-6 лет. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые рассмотрено применение технологии иммерсивного театра в музыкально-творческом воспитании детей старшего дошкольного возраста с трех сторон: как часть комплексного музыкально-эстетического курса, как формат детского участия в интерактивном перформансе и как технология, на которой строится учебный процесс. Выявлены и проанализированы специфические компоненты данной технологии, подтверждающие актуальность и ценность иммерсивного театра для развития творческого потенциала ребенка, а также описан практический опыт внедрения иммерсивности в рамках музыкальных занятий с детьми 5-6 лет. В результате исследования определены задачи, которые решаются благодаря применению иммерсивного театра в творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Источники

  1. Вагнер Р. Избранные работы. М., 1978.
  2. Венкова А. В. Феномен иммерсивности. Мультисенсорный поворот в культуре: монография. СПб.: Астерион, 2021.
  3. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Смысл; Эксмо, 2004.
  4. Коляденко Н. П. Синестетичность музыкально-художественного сознания: на материале искусства XX века: монография. Новосибирск: НГК, 2005.
  5. Коменский Я. Избранные педагогические сочинения / пер. Н. П. Степанов, Д. Н. Корольков, А. А. Красновский. М.: Юрайт, 2019.
  6. Корнилов Ю. В., Попов А. А. К вопросу о терминологии и классификации иммерсивных технологий в образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68 (2).
  7. Котов Г. С. Иммерсивный подход в образовании: возможности и проблемы реализации // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73-1.
  8. Csikszentmihalyi M., Abuhamdeh S., Nakamura J. Flow // Handbook of Competence and Motivation / ed. by A. J. Elliot, C. S. Dweck. N. Y.: Guilford Publications, 2005.
  9. Machon J. Immersive Theatres: Intimacy and Immediacy in Contemporary Performance. Basingstoke: Palgrave, 2013.
  10. McCaslin N. Creative Drama in the Classroom and Beyond. 8th ed. Boston: Allyn and Bacon, 2013.
  11. Webb T. Sensory Theatre: How to Make Interactive, Immersive Theatre for Diverse Audiences by a Founder of Oily Cart. N. Y.: Taylor & Francis, 2022.

Информация об авторах

Аксайскова Екатерина Олеговна

Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 декабря 2024.
  • Опубликована: 24 января 2025.

Ключевые слова

  • иммерсивный театр
  • иммерсивные образовательные технологии
  • комплексный музыкально-эстетический курс
  • музыкально-творческое воспитание детей
  • дети старшего дошкольного возраста
  • immersive theater
  • immersive educational technologies
  • comprehensive musical and aesthetic course
  • musical and creative education of children
  • older preschool children

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)