• Научная статья
  • 31 января 2025
  • Открытый доступ

Визуальная идентификация художественного музея как целостная система

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы создания визуального образа художественного музея за счёт расширения проблематики. Цель исследования – выявить в современной проектной практике дизайн-концепции музейных экспозиций, передающие профильность или неповторимость деятельности музеев и формирующие его визуальный образ. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предлагается представить визуальную систему музеев не только как айдентику, а как целостную визуальную идентификационную систему, куда необходимо включить отдельными составляющими выставочные проекты, отражающие уникальность и оригинальность музея. Исследуются вопросы концептуальных выставок, впервые анализируется тенденция показа этапов технологического и творческого процессов ручного труда в выставочных экспозициях Музея керамики Юрия Новикова, Музея истории города-курорта Сочи, Музея архитектурной керамики «Керамарх» (Санкт-Петербург). В результате исследования показаны новые средства визуальной идентичности художественных музеев.

Источники

  1. Артюшина Е. О. Цифровая трансформация музеев. Лучшие мировые практики // E-Scio. 2019. № 5 (32).
  2. Балаш А. Н. Современная художественная выставка как междисциплинарный проект // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 2 (39).
  3. Барсукова Н. И. Визуальная идентификация музея в цифровом пространстве // Синтез искусств в проектировании среды: мат. V всеросс. науч.-практ. конф. с межд. участием. Омск: ОГТУ, 2023.
  4. Барсукова Н. И. Экспозиционный дизайн современных художественных музеев // Инновационные технологии в сфере сервиса и дизайна: мат. I межд. науч.-техн. конф. Самара, 2014.
  5. Барсукова Н. И., Процюк М. В. Экспозиционный дизайн – основные тенденции организации художественных выставок // Техническая эстетика и дизайн-исследования. 2024. Т. 6. № 2.
  6. Башарина Е. А. Художественные выставки: инновационные технологии организации проведения // Модернизация российской экономики. Прогнозы и реальность: сборник научных трудов II межд. науч.-практ. конф. СПб.: Санкт-Петербургский академический университет, 2016.
  7. Карцева Е. А. Динамика художественной выставки. Культурная интерпретация. М. – Берлин: Директмедиа Паблишинг, 2019.
  8. Майстровская М. Т. Композиционно-художественные тенденции формообразования музейной экспозиции в контексте искусства, архитектуры, дизайна: дисс. … д. иск. М., 2002.
  9. Уфимцева Н. Ф. Особенности брендинга в музейной сфере // Брендинг как коммуникативная технология XXI века: мат. VI межд. науч.-практ. конф. СПб., 2020.
  10. Харитонова Д. М., Рыжиков В. О. Экспозиционный дизайн: от объекта к событию // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. 2022. № 2.

Информация об авторах

Родионова Наталия Владиславовна

Национальный институт дизайна, г. Москва

Барсукова Наталия Ивановна

д. иск., проф.

Национальный институт дизайна, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 декабря 2024.
  • Опубликована: 31 января 2025.

Ключевые слова

  • дизайн-концепция
  • художественный музей
  • визуальная идентификация
  • визуальный образ
  • design concept
  • art museum
  • visual identification
  • visual image

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)